Гавриил ангел(Первородный серафим)

Гавриил (Гавриэль), Михаэль, Уриэль, Рафаэль — четыре основных Архангела в иудаизме, которые испокон веков стоят по разным сторонам престола Всевышнего и стерегут все четыре стороны света.

К таким четверым Архангелам чаще всего обращаются в мольбах перед отходом ко сну и упоминают их всех вместе. Каждые три колена Израиля имеют своих Ангелов Хранителей в лице 4 Архангелов.

Именно Гавриил бережет всех иудеев от недругов, молит Бога быть милосердным и даровать прощение всему роду людскому. К тому же Гавриил выполняет еще одну очень важную задачу. Именно он появляется в образе посланника Верховного суда за верующими праведниками.

В руках у него ровный нож, который позволяет забрать души у всех достойных. А вот за грешниками приходит Самаэль и нож у него с зазубринами, причиняющий адскую боль.

Является покровителем и наставником Иосифа, который олицетворяет собой чистоту и праведность. Согласно христианским преданиям, Габриэль сопровождает душу ребенка из рая (Божественного мира) в материнское чрево (земной мир) и наставляет ее в течение девяти месяцев, предшествующих рождению.

Согласно еврейской мифологии, в Саду Эдема растет Древо Жизни, или Древо Душ, которое цветет и плодоносит новыми душами. Созрев, эти души нисходят в Гуф, в Сокровищницу Душ. Габриэль протягивает руку и извлекает из этой Сокровищницы первую же душу, какая ему попадется. Затем Лайла, ангел зачатия, хранит дитя во чреве матери до тех пор, пока оно не родится на свет.

Придание о Гаврииле

В Ветхом Завете сказано, что Гавриил часто посещал Даниила, наделяя того пророческими видениями апокалиптического масштаба (Дан. 8:16,9:21). По всей видимости, ангелу были приписаны видения, носившие во время написания Книги Даниила «подрывной» с точки зрения властей характер, что может объяснить роль в ней архангела. Вестнический характер миссии Гавриила, возможно, определил его присутствие в апокрифах и литературе меркабы, где Гавриил фигурирует в рассказе о сотворении Адама, о наказании падших ангелов (Енох; Стражи), о похоронах Адама, Авеля и Авраама и прочих событиях. Четверо архангелов (Михаил, Гавриил, Уриил и Рафаил) хоронят Авраама; Михаил и Гавриил являются свидетелями при заключении договора между Исавом и Иаковом. Гавриил также числится среди кандидатов на роль темного ангела, боровшегося с Иаковом.

Гавриил присутствует и в различных еврейских народных сказках. Так, существует цепочка мидрашей, повествующих о Гаврииле и волшебном камне, начинающаяся от Аврама (впоследствии Авраама). Мать оставляет Аврама в пещере, чтобы избежать истребления младенцев, затеянного царем Немвродом.

Бог посылает Гавриила позаботиться о младенце, и ангел кормит его из собственного большого пальца, из которого вытекали молоко и мед. Такая пища позволила мальчику расти очень быстро — на год за день. Архангел также учит его говорить, поэтому, вернувшаяся мать, которую звали Амитлай, обнаружила своего ребенка уже говорящим и очень удивилась этому.

На третий день пребывания в пещере Авраам находит светящийся камень, который Гавриил помещает ему на шею. Это и есть Зогар («свет» или «окно»), свет Едемского сада, сохраненный Богом после грехопадения Адама и Евы. Ангел Рациил передал Зогар Адаму, тот передал камень своему сыну Сифу, с помощью камня сделавшемуся великим пророком. Наконец камень попадает к Еноху, который читает Небесную Тору в исходящем от него свете во время своего путешествия на небо. Енох передает камень своему сыну Мафусаилу, от него камень переходит к сыну его Ламеху, который отдает его своему сыну Ною, помещающему его в ковчег. Причалив к горе Арарат, Ной, упившись вином, роняет Зогар в море. Камень сам собой попадает в пещеру, где и нашел его впоследствии Авраам.

Авраам носит при себе камень всю жизнь; все, кто взглянет на него, исцеляются. Авраам использует Зогар в качестве инструмента для изучения небес. Далее камень переходит к Исааку, от того — к Иакову, на шее которого он находится во время знаменитого сна об ангелах, восходящих на небо и нисходящих с него по лестнице. Иаков передает его сыну Иосифу, но не рассказывает о его свойствах. Когда братья Иосифа снимают с него пестрый плащ и бросают в темную яму, камень начинает светиться. Иосиф внезапно оказывается в сияющем дворце. Гавриил, явившийся в образе сотканного из света создания, называет себя и говорит, что это его дворец и Иосиф останется в нем весь срок, который ему надлежит провести в яме. Гавриил создает ткань из света камня, и Иосиф получает одежду. Гавриил указывает на окно, и Иосиф видит в нем откровения относительно будущих поколений. Три дня и три ночи Иосиф остается во дворце Гавриила, изучая Тору и будущее Израиля. К вечеру третьего дня Иосифа извлекают из ямы и продают в рабство. Он хранит Зогар в серебряной чаше, предсказывает будущее и, посмотрев на камень, толкует сны.

После смерти Иосифа камень хоронят с ним, но Моисей достает его из могилы и вешает в Скинии.

Дворец Гавриила фигурирует в еще одном еврейском мистическом предании, зафиксированном в устной передаче в Германии. В соответствии с этой историей ротенбургский рабби Меир попадает в тюрьму и отказывается от выкупа. Он просит только принести ему письменный прибор, чтобы записать свои мысли о Торе. Однажды ночью душа его вознеслась в сверкающий дворец Гавриила. Не менее ослепительный Гавриил называет свое имя и говорит, что призвал к себе рабби Меира, чтобы дать тому Тору. И рабби получает одну из 13 Книг Торы, написанных Моисеем перед смертью и предназначавшуюся для небесной академии.

Пробудившись, рабби Меир обнаруживает в своей камере Тору. Следуя указанию Гавриила, он прочитывает свиток так, чтобы слышно было всему небесному воинству. При совершении чтения камера его озаряется божественным сиянием. Рабби открывает для себя многочисленные истины, которые можно обрести только в небесной Торе. Рабби Меир переписывает Тору; как только он заканчивает свое дело, явившийся ночью Гавриил забирает оригинал обратно на небо. Рабби Меир запечатывает свой экземпляр в водонепроницаемую деревянную шкатулку и бросает ее в воды Рейна; шкатулка доплывает до Вормса. Гои не могут поймать ее, и после того, как это делают евреи, не могут ни поднять, ни открыть шкатулку. Это удается евреям. Тора остается в городе при жизни многих поколений. Другие мидраши называют Гавриила ангелом, уничтожившим Содом, хотя имя его и не называется в Книге Бытия. При сватовстве посланного Авраамом Елиазара к Ревекке Гавриил подменивает блюдо с отравой, выставленное Лаваном.

Подобно ангелу Сандальфону, плетущему венки из молитв, Гавриил сплетает себе ботинки из обуви евреев, пляшущих в память дарования Торы. От их усердия обувь отлетает к Едемскому саду, где ее подбирают ангелы и передают Гавриилу.

Гавриил в других религиях

Три авраамические религии (иудаизм, христианство и ислам) почитают единого Создателя мира, но отличаются друг от друга уникальными традициями. Семь (иногда больше) архангелов упоминаются во всех указанных религиях как вестники воли Божьей.

В иудаизме Гавриила называют Габриэль. По религиозному представлению иудеев он стоит около Престола Творца вместе с другими тремя архангелами: они охраняют 4 стороны света. Еврейские священники считают, что именно Габриэль является защитником и спасителем еврейского народа от гонителей, ведь именно он молится у Престола Творца о судьбе народа и всего мира.

Также иудеи верят, что Габриэль приходит к умирающему праведнику и осторожно отсоединяет душу от тела. Для этого он использует идеально острый нож, который не причиняет страданий. К грешникам же приходит архангел Самаэль с тупым грубым ножом. От этого их смерть становится болезненной и мучительной.

В исламе Гавриила именуют Джибриль. По мнению мусульманских священников Джибриль является посредником между Аллахом и его пророками. Именно он помог пророку Мухаммеду написать Коран, открывая тайны мира в течение 23 лет. По мнению мусульман Джибриль принес Всевышнему глину, из которой был сотворен Адам. Также архангел:

  • оберегал Адама после изгнания из рая;
  • покровительствовал Ною и Исмаилу;
  • помог Иосифу овладеть иностранными языками;
  • оберегал царя Давида от гибели;
  • сообщил праведному Захарии о рождении сына — Иоанна Крестителя.

Однако в иудейской и мусульманской религиозной традиции не принято изображать ангелов и архангелов, как в Православии. Но по некоторым данным он выглядит как человек огромных размеров: его голова касается облаков.

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector