Майя Плисецкая

Плисецкая Майя Михайловна

20 ноября 1925, Москва, РСФСР, СССР — 2 мая 2015, Мюнхен, ФРГ.

Заслуженная артистка РСФСР (27.05.1951).
Народная артистка РСФСР (22.03.1956).
Народная артистка СССР (15.09.1959).
Герой Социалистического Труда (1985).

В 1932-1934 годах вместе с родителями жила на архипелаге Шпицберген в Северном Ледовитом океане, где ее отец работал начальником советских угольных рудников.
В период сталинских репрессий 1937-1938 гг. отец М.Плисецкой был расстрелян, мать — заключена в тюрьму.

В 1943 году окончила Московское хореографическое училище (педагоги Е.П.Гердт, М.М.Леонтьева) и была принята в труппу Большого театра. Первая главная партия — Маша («Щелкунчик» Чайковского, 1944).

В 1972 году поставила в Большом театре (совместно с другими балетмейстерами) балет «Анна Каренина» на музыку Р.Щедрина и исполнила в нем заглавную роль.

В 1980 году также в Большом театре поставила балет «Чайка» Р.Щедрина (по мотивам пьесы А Чехова) и исполнила в нем роли Чайки и Нины Заречной.

С большим успехом гастролировала во многих странах Европы и Америки.

В конце 1980-х — начале 1990-х гг. Майя Плисецкая возглавляла труппу Национального балета Испании.
В июле 1991 года король Испании Хуан-Карлос вручил Майе Плисецкой высший орден Испании и пожаловал ей дворянское звание.
29 ноября 1995 года на сцене Большого театра в Москве состоялся юбилейный концерт Майи Плисецкой, в ходе которого великая балерина продемонстрировала удивительное творческое долголетие.

Доктор Сорбонны (1985).
Почётный профессор Московского государственного университета (1993).
Почётный доктор Венгерской академии танца (Будапешт, 2008).
В 1994 году Институт теоретической астрономии присвоил имя Плисецкой малой планете №4626.

С октября 1958 года была женой композитора Родиона Щедрина (1932 г.р.).

Большой театр:
1943 — Па-де-труа, «Лебединое озеро» П. Чайковского
1943 — Мазурка, «Шопениана» на музыку Ф. Шопена
1944 — Маша, «Щелкунчик» П. Чайковского
1944 — Фея Сирени, Фея Фиолант, «Спящая красавица» П. Чайковского
1944 — Повелительница дриад, «Дон Кихот» Л. Минкуса
1944 — Жизель, «Жизель» А. Адана
1945 — Раймонда, «Раймонда» А. Глазунова
1945 — Фея Осени, «Золушка» С. Прокофьева, балетмейстер Р. Захаров
1947 — Одетта-Одилия, «Лебединое озеро» П. Чайковского
1948 — Зарема, «Бахчисарайский фонтан» Б. Асафьева
1948 — Волшебная дева в опере «Руслан и Людмила» М. Глинки
1949 — Уличная танцовщица, «Дон Кихот» Л. Минкуса
1949 — Царь-девица, «Конёк-Горбунок» Р. Щедрина
1950 — Персидка в опере «Хованщина» М. Мусоргского
1950 — Вакханка, «Вальпургиева ночь» из оперы «Фауст» Ш. Гуно, балетмейстер Л. Лавровский
1952 — Аврора, «Спящая красавица» П. Чайковского
1954 — Хозяйка медной горы, «Сказ о каменном цветке» С. Прокофьева, балетмейстер Л. Лавровский
1955 (на сцене филиала) — Сюимбике, «Шурале» Ф. Яруллина, балетмейстер Л. Якобсон (Батыр — Ю. Кондратов)
1956 — Лауренсия, «Лауренсия» А. А. Крейна, балетмейстер В. Чабукиани
1958 — Эгина, «Спартак» А. Хачатуряна, балетмейстер И. Моисеев
1959 — Хозяйка медной горы, «Каменный цветок» С. Прокофьева, балетмейстер Ю. Григорович (Данила — Н. Фадеечев)
1960 — Царь-девица, «Конёк-Горбунок» Р. Щедрина, балетмейстер А. Радунский (Иванушка — В. Васильев, Царь — А. Радунский)
1961 — Джульетта, «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева
1962 — Фригия, «Спартак» А. Хачатуряна, балетмейстер Л. Якобсон
1963 — Аврора, «Спящая красавица» П. Чайковского
1964 — Жар-птица, «Жар-птица» И. Стравинского, балетмейстеры С. К. Власов и Н. Р. Симачёва, по М. М. Фокину)
1965 — Мехменэ Бану, «Легенда о любви» А. Меликова, балетмейстер Ю. Григорович (Ферхад — М. Лиепа, Визирь — А. Лавренюк, Ширин — Н. Бессмертнова)
1967 — Солистка, «Прелюдии и фуги» на музыку И. С. Баха, балетмейстер Н. Касаткина
1967 — Кармен, «Кармен-сюита» на основе оперы Кармен Ж. Бизе, хореограф А. Алонсо (Хозе — Н. Фадеечев, Тореро — С. Радченко, Рок — Н. Касаткина)
1971 — Эгина, «Спартак» А. Хачатуряна
1972 — Анна Каренина, «Анна Каренина» Р. Щедрин, постановка М. Плисецкой совместно с Н. Рыженко и В. Смирновым-Головановым, (Вронский — М. Лиепа, Каренин — Н. Фадеечев)
1980 — Чайка, Нина Заречная, «Чайка» Р. Щедрина, (Треплев — А. Богатырёв)
1985 — Анна Сергеевна, «Дама с собачкой» Р. Щедрина, художник В. Левенталь, костюмы для М. Плисецкой П. Кардена (Гуров — Б. Ефимов)

На других сценах:

1973 — Роза, «Гибель розы» на музыку «Адажиетто» Г. Малера, балетмейстер Р. Пети, Марсельский национальный балет
1974 — Анна Каренина, «Анна Каренина» Р. Щедрин, Большой Театр оперы и балета им. А. Навои (Ташкент), (1974, Новосибирск; 1975, Вильнюс; 1976, Одесса; 1978, Свердловск)
1974 — «Пруст, или Перебои сердца» на сборную музыку, балетмейстер Р. Пети
1976 — Айседора, «Айседора» на сборную музыку, балетмейстер М. Бежар, «Балет XX века», Опера Монте-Карло
1978 — «Болеро» на музыку М. Равеля, балетмейстер М. Бежар, «Балет XX века», театр «Ла Монне» (Брюссель)
1978 — Леда, «Леда» (партнёр — Х. Донн), балетмейстер М. Бежар, «Балет XX века», театр «Ла Монне»
1983 — Чайка, Нина Заречная, «Чайка» Р. Щедрина, Театр «Пергола» (Флоренция), (1985, Муниципальный театр, Гётеборг)
1984 — Федра, «Федра» на музыку Ж. Орика, хореография С. Лифаря, «Балет Нанси», театр «Одеон» (1985, Париж), Римская опера (1985)
1990 — «Эль Ренидеро», балетмейстер Х. Лопес, театр «Колон» (Буэнос-Айрес, Аргентина)
1991 — «Астурия» на музыку И. Альбениса; «Мария Стюарт» на музыку Э. де Диего, хореография Х. Гранеро
1992 — главная партия, «Безумная из Шайо» на музыку Р. Щедрина, хореограф Ж. Качуляну, театр «Эспас-Карден», Париж
1995 — «Курозука», новая версия балета 1988 года, балетмейстер М. Бежар, Дворец Шайо, Париж (партнёр — П. Дюпон)

Лауреат Ленинской премии (1964).
Полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» (одна из двух женщин наряду с Ириной Антоновой):
Орден «За заслуги перед Отечеством» I степени (20 ноября 2005).
Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (18 ноября 2000).
Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (21 ноября 1995).
Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (9 ноября 2010).
Три ордена Ленина (1967, 1976, 1985).
Золотая медаль Парижа от бургомистра города Жака Ширака (1977).
Орден Почётного легиона (Франция) — кавалерский крест (1986), офицерский крест (2012).
Командор ордена Искусств и литературы (Франция, 1984).
Большой Командорский крест ордена «За заслуги перед Литвой» (2003).
Орден Изабеллы Католички (Испания, 1991).
Командор ордена Великого князя Литовского Гядиминаса.
Орден Барборы Радвилайте (Вильнюс, Литва, 2005).
Орден Восходящего солнца III степени (Япония, 2011).
Золотая медаль «За заслуги в культуре Gloria Artis» (Польша).
Медаль «Про Финляндия» (1968).
Золотая медаль «За заслуги перед искусством» (Испания, 1991).
Медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина».
Орден Трудового Красного Знамени (1981)
Медаль Моцарта ЮНЕСКО (2005)

Почётная премия РАО «За вклад в развитие науки, культуры и искусства».
Международная премия за развитие и укрепление гуманитарных связей в странах Балтийского региона «Балтийская звезда» (Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ, Союз театральных деятелей РФ, комитет по культуре правительства Санкт-Петербурга, 2013).
Театральная премия «Золотая маска» (Москва, 2015) — за выдающийся вклад в развитие театрального искусства.
«Человек года» в области науки, культуры и искусства по опросу ежегодного российского фонда «Общественное мнение» (2000).
Первая премия и золотая медаль на конкурсе артистов балета II Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Будапеште (1949).
Премия Анны Павловой Парижской академии танца (1962).
Премия «Превосходная-1986» (мэрия Парижа самой элегантной женщине года).
Премия «Виа Кондотти» (1989, Италия).
Премия «Триумф» (2000).
Премия «Российский Национальный Олимп» (2000).
Премия «Национальная гордость России» (2003).
Премия Принца Астурийского (2005, Испания).
Международная Императорская Премия Японии (2006).
Премия имени Витторио де Сика (Италия) «за беспрецедентную карьеру и выдающиеся заслуги в области танца» (2009).
Балетный приз России «Душа танца» в категории «Легенда» (2009).
Почётный гражданин Испании.

Первые выступления

Вместе с матерью и братьями Майя отправилась в эвакуацию в Свердловск, где заниматься балетом не было возможности. И все же именно в Свердловске девушка впервые исполнила партию умирающего лебедя в постановке своей тети, Суламифи Мессерер. Говорят, чтобы добиться той потрясающей лебединой пластики и грации, балерина часами наблюдала за царственными птицами, пытаясь запомнить и скопировать их движения.

Майя Плисецкая в юности | Понедельник

В 1942 году осиротевшая семья Плисецких вернулась из эвакуации в Москву, а в 1943 году Майя с отличием окончила хореографическое училище. Как и многие выпускницы, Плисецкая была принята в кордебалет Большого театра, однако это не смущало юную балерину. Ей удалось продемонстрировать свой талант широкой публике, выступая с сольными номерами на многочисленных концертах. Москва увидела ее «Умирающего лебедя» и была покорена.

Плисецкая, Майя Михайловна

Ма́йя Миха́йловна Плисе́цкая (20 ноября 1925, Москва, СССР — 2 мая 2015, Мюнхен, Германия) — артистка балета, представительница театральной династии Мессерер — Плисецких, прима-балерина Большого театра СССР (до 1990 года).

Народная артистка СССР (1959), лауреат премии Анны Павловой Парижской академии танца (1962), лауреат Ленинской премии (1964), Герой Социалистического труда (1985), полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством», лауреат множества других наград и премий, почётный доктор университета Сорбонны, почётный профессор МГУ имени М. В. Ломоносова, почётный гражданин Испании.

Также снималась в кино, работала как балетмейстер и как педагог-репетитор; автор мемуаров.

Родилась в Москве в еврейской семье. Отец — известный советский хозяйственный деятель Михаил Эммануилович Плисецкий, мать — актриса немого кино Рахиль Михайловна Мессерер. Дядя — артист балета, балетмейстер, народный артист СССР (1976) Асаф Михайлович Мессерер (1903—1992). Братья — балетмейстеры Александр и Азарий Плисецкие. Двоюродный брат — театральный художник Борис Мессерер.

В 1938 году отец Майи, Михаил Плисецкий был арестован, осуждён и в этом же году расстрелян (реабилитирован во время хрущёвской оттепели). Мать Плисецкой была выслана в Казахстан в Акмолинский лагерь жён изменников Родины (вернулась в Москву весной 1941). Чтобы девочка не была отдана в детский дом, маленькую Майю удочерила её тётя по материнской линии, балерина, солистка Большого театра, Суламифь Мессерер.

С сентября 1941 года по сентябрь 1942 года находилась с семьёй в эвакуации в Свердловске. В 1943 году, после окончания Московского хореографического училища (педагоги Е. П. Гердт и М. М. Леонтьева), Майя Плисецкая была принята в труппу Большого театра. Вскоре перешла на сольные партии и утвердилась в статусе прима-балерины.

В 1958 году вышла замуж за композитора Родиона Щедрина.

После распада СССР жила преимущественно в Мюнхене (Германия), время от времени вместе с мужем приезжала в Москву или Санкт-Петербург.

Майя Михайловна Плисецкая скончалась 2 мая 2015 года в Мюнхене на 90-м году жизни от обширного инфаркта миокарда. Согласно завещанию, прах Плисецкой будет соединён воедино с прахом Родиона Щедрина после его смерти и развеян над Россией.

Творческая деятельность и вклад в развитие хореографии

Майя Плисецкая — обладательница выразительной пластики, феноменального прыжка, гибкой спины, лёгкого шага и высокой музыкальности. Она первая ввела в балетную лексику такой прыжок, как «кольцо». Балерина создала свой собственный стиль, отличающийся изяществом, графичностью, остротой и законченностью жеста, позы и как каждого отдельного па, так и всего рисунка партии в целом. В её пластике танцевальное искусство достигло высокой гармонии.

С самого начала своей сценической жизни балерина проявила редкий талант трагедийной актрисы. Обладая неиссякаемым интересом ко всему новому, она не боялась сценических экспериментов. Также известна своим феноменальным творческим долголетием.

После ухода со сцены Галины Улановой в 1960 году Плисецкая становится прима-балериной Большого театра.

В 1967 году Плисецкая сыграла роль Бетси Тверской в экранизации романа «Анна Каренина» (режиссёр Александр Зархи). В 1980-х годах Плисецкая и Щедрин проводили много времени за границей, где она работала художественным руководителем Римского театра оперы и балета (1983—1984), а затем Испанского национального балета в Мадриде (1988—1990).

В 1987 году в Нью-Йорке вместе с Рудольфом Нуриевым и Михаилом Барышниковым участвовала в гала-концерте в честь Марты Грэм, где к её репертуару добавился номер Рут Сен-Дени «Фимиам» (1906).

В 1990 году, в возрасте шестидесяти пяти лет, вместе с Екатериной Максимовой, Владимиром Васильевым и некоторыми другими артистами была уволена из Большого театра Юрием Григоровичем, что вызвало большой общественный резонанс. После этого не оставила сцену, продолжая участвовать в концертах, давала мастер-классы. В день своего 70-летия дебютировала в номере «Аве Майя», поставленном для неё Морисом Бежаром.

Начиная с 1994 года Майя Плисецкая являлась председателем ежегодного международного балетного конкурса «Майя», некоторое время проводившегося в Санкт-Петербурге.

4 мая 2015 года труппа мариинского театра посвятила спектакль «Шурале» Майе Плисецкой.

15 мая 2015 года, вместо запланированной церемонии вручения премии на фестивале Цауберзее, состоялся вечер-посвящение М. Плисецкой.

20 ноября 2015 года, вместо подготовленного юбилейного вечера, состоялся концерт-вечер памяти М. Плисецкой в Большом театре.

Признание и награды

Герой Социалистического Труда (19 ноября 1985) — за большие заслуги в развитии советского хореографического искусства.

Полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» (одна из пяти женщин наряду с Ириной Антоновой, Галиной Вишневской, Галиной Волчек и Валентиной Матвиенко)

Орден «За заслуги перед Отечеством» I степени (20 ноября 2005) — за выдающийся вклад в развитие отечественного и мирового хореографического искусства, многолетнюю творческую деятельность.

Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (18 ноября 2000) — за выдающийся вклад в развитие хореографического искусства.

Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (21 ноября 1995) — за выдающиеся заслуги в отечественной культуре и значительный вклад в хореографическое искусство современности.

Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (9 ноября 2010) — за выдающийся вклад в развитие отечественной культуры и хореографического искусства, многолетнюю творческую деятельность.

Три ордена Ленина (27 октября 1967, 25 мая 1976, 19 ноября 1985)

Заслуженная артистка РСФСР (1951)

Народная артистка РСФСР (1956)

Народная артистка СССР (1959)

Ленинская премия (1964)

Золотая медаль Парижа от мэра города Жака Ширака (1977)

Орден Почётного легиона (Франция)

Кавалерский крест (1986)

Офицерский крест (2012)

Командор ордена Искусств и литературы (Франция, 1984)

‎Большой Командорский крест ордена «За заслуги перед Литвой» (2003)

Орден Изабеллы Католической (Испания, 1991)

Командор ордена Великого князя Литовского Гядиминаса

Орден Барборы Радвилайте (Вильнюс, Литва, 2005)

Орден Восходящего солнца III степени (Япония, 2011)

Золотая медаль «За заслуги в культуре Gloria Artis» (Польша)

Медаль «Про Финляндия» (1968)

Медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина»

Золотая медаль «За заслуги перед искусством» (Испания, 1991)

Медаль Моцарта ЮНЕСКО (2005)

Доктор Сорбонны (1985)

Почётный профессор Московского государственного университета (1993)

3-е место в опросе «Человек года» в области науки, культуры и искусства, проводимом фондом «Общественное мнение» (2000)

Почётный доктор Венгерской академии танца (Будапешт, 2008)

Первая премия и золотая медаль на конкурсе артистов балета II Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Будапеште (1949)

Премия Анны Павловой Парижской академии танца (1962)

Премия «Превосходная-1986» (мэрия Парижа самой элегантной женщине года)

Премия «Виа Кондотти» (1989, Италия)

Премия «Триумф» (2000)

Премия «Российский Национальный Олимп» (2000)

Премия «Национальная гордость России» (2003)

Премия Принца Астурийского (2005, Испания)

Международная Императорская премия Японии (2006)

Премия имени Витторио де Сика (Италия) «за беспрецедентную карьеру и выдающиеся заслуги в области танца» (2009)

Премия журнала «Балет» «Душа танца» в номинации «Легенда» (2009)

Почётная премия РАО «За вклад в развитие науки, культуры и искусства»

Международная премия за развитие и укрепление гуманитарных связей в странах Балтийского региона «Балтийская звезда» (Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ, Союз театральных деятелей РФ, комитет по культуре правительства Санкт-Петербурга, 2013)

Почётный гражданин Испании

В честь Майи Плисецкой названы пионы сорта «Майя Плисецкая». Сорт пионов, выведенный в 1963 году.

Астероид (4626) Плисецкая, открытый 23 декабря 1984 года астрономом Крымской астрофизической обсерватории Людмилой Карачкиной (астероиду 4625, открытому в 1982 году тем же первооткрывателем, было дано имя (4625) Щедрин)

Постановки, ученики и партии

Большой театр

21 ноября 1945г. — «Золушка» (Осень) первая исполнительница партии, музыка Ростислава Захарова;

29 января 1955г. — «Шурале» (Сюимбике) первая исполнительница партии в Большом театре, музыка Леонида Якобсона (Батыр — Юрий Кондратов);

1960г. — «Конёк-Горбунок» (Царь-девица) музыка Александра Радунского (Иванушка — Владимир Васильев, Царь — Александр Радунский);

1960 — Хозяйка медной горы, «Каменный цветок» Юрия Григоровича (Данила — Николай Фадеечев);

1964г. — «Жар-птица» (Жар-птица);

30 марта 1965 года — «Легенда о любви» (Мехменэ Бану) первая исполнительница партии в Большом театре, постановка Юрия Григоровича (Ферхад — Марис Лиепа, Визирь —Александр Лавренюк, Ширин — Наталия Бессмертнова);

20 апреля 1967 — «Кармен-сюита» (Кармен) первая исполнительница партии, музыка Альберто Алонсо (Хозе — Николай Фадеечев, Тореро — Сергей Радченко, Рок — Наталия Касаткина);

27 мая 1980 — «Чайка» (Чайка, Нина Заречная) (Треплев — Александр Богатырёв) Балет Нанси «Федра» Сержа Лифаря

Фильмография

1951г. — «Большой концерт»;

1953г. — «Мастера русского балета», фильм-балет — Зарема, «Бахчисарайский фонтан») (Мария — Галина Уланова, хан Гирей — Пётр Гусев);

1957г. — «Лебединое озеро» кинофильм-балет;

1959г. — «Хованщина», фильм-опера — Персидка;

1961г. — «Конёк-Горбунок», фильм-балет — Царь-девица;

1967г. — «Анна Каренина», режиссёр Александр Зархи — Бетси Тверская;

1969г. — «Чайковский», сценарист и режиссёр Игорь Таланкин — Дезире Арто;

1969г. — «Новогоднее похищение», фильм-концерт — балерина;

1974г. — «Анна Каренина», фильм-балет — Анна Каренина;

1976г. — «Фантазия», режиссёр Анатолий Эфрос — Полозова (Санин — Анатолий Бердышев);

1977г. — Болеро, Айседора (Поэзия танца) (телеэкранизация-балет);

1978г. — «Кармен-сюита», фильм-балет, режиссёр Феликс Слидовкер — Кармен;

1987г. — «Майя Плисецкая. Знакомая и незнакомая», документальный фильм (50 мин, режиссёр Борис Галантер);

2005г. — «Ave Майя», документальный фильм (52 мин, режиссёр Никита Тихонов);

2005г. — «Стихия по имени Майя», документальный фильм (2 части по 39 мин, режиссёр Никита Тихонов)

Мемуары

Плисецкая М. Я, Майя Плисецкая. — М.: Новости, 1994. — 496 с. — 50 000 экз. — ISBN 5-7020-0903-7.

Плисецкая М. Тринадцать лет спустя: Сердитые заметки в тринадцати главах. — М.: АСТ, АСТ Москва, Новости, 2007. — 250 с. — 10 000 экз. — ISBN 978-5-17-045344-3.

Плисецкая М. Читая жизнь свою…. — М.: АСТ, Астрель, 2010. — 752 с. — 5000 экз. — ISBN 978-5-17-068256-0.

Добавить комментарий Отменить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

И чего не любила

Когда Плисецкой делали комплименты по поводу её лебединой шеи, она отвечала: «Знаете, в балете гораздо важнее голова, чем шея или руки и ноги. Ногами не выразишь то, что в душе происходит. Ногами делают позиции. Встать в первую позицию — это не кипит душа. Это всего лишь первая позиция». В своё искусство она была влюблена: «Считается, что в начале было слово. А я думаю, в начале был жест. Потому что слово не все понимают. А жест — все».

Балерина танцевала «Лебединое озеро» более 800 раз. Выходила на сцену в этой роли в течение 30 лет — с 1947 по 1977 г. «Я считаю этот балет лакмусовой бумажкой, пробным камнем для любой балерины, — говорила она. — В „Лебедином“ никуда не спрячешься, всё как на ладони. Техника, драматический артистизм. „Лебединое“ вполноги, вполдуши не станцуешь. Каждый раз после „Лебединого“ я чувствовала себя настолько опустошённой. Я была просто вывернута наизнанку».

Как-то «АиФ» спросил её: «А есть роль, которую вы мечтаете исполнить?» И бунтарка Плисецкая ответила: «Мне хотелось бы что-то в кино сыграть. Мистическую роль. Например, как у Хичкока».

У Плисецкой был очень острый язык, поэтому её побаивались: она давала такие оценки и комментарии, которые приклеивались к человеку навсегда. При этом и по отношению к самой себе была иронична.

Рецепт своей стройности объясняла просто: «Когда надо похудеть, сижу не жрамши». А по поводу красоты говорила, что никогда не делала пластики и не вшивала золотых нитей под кожу. «Я в своей жизни получила очень много цветов. Вот стоит красивая, большая ваза роз. Пятьдесят штук. Всем одинаково я меняю воду, подрезаю кончики. Но одна роза завянет сразу. А дальше — кто как. И вдруг из всех роз одна вот так торчит. И больше чем неделю не вянет. Вы знаете, на людей это тоже распространяется».

Вместе с Родионом Щедриным они прожили 57 лет. Познакомились в гостях у Лилии Брик. «У Лилии Юрьевны был маленький стол, за который могло усесться не больше 10 человек. И она очень точно собирала компанию, — вспоминал Родион Константинович. — Майю я тогда на сцене не видел — я не был балетоманом. Но мне был интересен балетный мир. Майя внешне была чрезвычайно притягательна. У неё были роскошные бронзово-рыжие волосы. Я всегда смотрю на женщин: крашеная или нет. У неё волосы были свои. К тому времени я уже написал музыку к фильму „Высота“, получил солидный гонорар. И первое, что делали советские люди, когда у них появлялись деньги, — купил машину. „Победу“. После вечера у Брик я решил подвезти гостей — Жерара Филипа с супругой. И подумал тогда: „Хорошо бы и эту рыжую балерину тоже в машину пригласить!“ Маршрут рассчитал так, чтобы адрес Майи оказался последним». А через некоторое время они уже и не расставались. До самой смерти Майи Михайловны в 2015 г.

Как-то в одну из праздничных дат «АиФ» спросил балерину: «Что для вас значит юбилей? Возможность остановиться и посмотреть назад?» «Не надо останавливаться и не надо смотреть назад. Ни на чей», — засмеялась она.

Личная жизнь Майи Плисецкой

По признанию Плисецкой, она с юности была весьма влюбчивой. Ее первой большой любовью стал партнер по «Лебединому озеру» Вячеслав Голубин, но романтика отношений вскоре сошла на нет.

Позже у нее завязался бурный роман с артистом кордебалета иранского происхождения Эсфендьяром Кашани. Майя не скрывала чувств, регулярно и открыто приезжая на шикарном лимузине в коммуналку на Шаболовку, где жил ее избранник. Отношения стали настолько серьезными, что Эсфендьяр был представлен родне балерины как жених. Но свадьба так и не состоялась, поскольку Майя охладела к возлюбленному.

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector