Велес и перун

Славянский Пантеон Богов. И темный, и светлый, но неизменно Велики Велес.

Рассматривая три мира (Явь, Правь и Навь), созданных Богом Рода, отдаленно упоминала, что с этим связан Бог Велес. А значит пришла рассказать и о нем.

Велес

Велес чуть ли не самый необычный бог из всего пантеона (если об обычности славянских богов вообще может идти хоть какая-то речь). Он был покровителем трех миров, его еще называли “Великий властитель”. Покровителем он стал не только потому что его “назначил” Бог Род, а скорее потому, что у него были силы и возможности привести в движение все эти три мира. Создать такие циклы, благодаря которым жизнь бы не заканчивалась. В связи с этим в некоторых источниках его упоминают как бога движения. Все эти способности ему приписывали также потому, что он значился как бог Мудрости и Магии (ранее эти понятия были чуть ли не равнозначными). Также считалось, что это был темный бог, но рожденный от Светлого.

По одним поверьям Велес родился от Коровы-Зимун. Тут есть целая легенда. Корову Зимун создал Бог Род. Однажды прогуливалась она по полю и нашла кости от волшебной щуки (эту щуку ранее поймала и съела богиня Ляда). Корова съела эти кости, после чего у нее и родился Велес. Собой он в этой легенде представлял что-то среднее между медведем, быком и человеком. Неплохая смесь. Оказалось, что родившееся создание могло менять свой облик (отчего в некоторых мифах и говорят, что он оборотень). Так же по этой легенде Велес мог подчинять и менять по своему усмотрению законы природы.

По другой версии, его сотворил сам Бог Род, а значит он является братом Сварога и дядей Перуна, о которых ранее рассказывала. Несмотря на такие родственные связи Перун и Велес были не особо то дружны, а с точностью наоборот. Перун недолюбливал Велеса и тут, как и в любой истории где случается какая-то ненависть, не обошлось без женщины. В данной истории женщиной была Додола, жена Перуна. Есть легенда, в которой рассказывается, что Велес захотел себе эту женщину. И он, нужно сказать, добился своего. По своей воле или же посредством заточения, но Додола возлегла с Велесом и родила ему Ярило. Как и любой муж, Перун был в ярости. Вот тогда то Перун, после трехдневной и трехношной битвы, проклял Велеса. Не забыв при этом изгнать его из мира Прави. Жену же, Перун, превратил в божью коровку.

Вообще у Велеса несколько детей, даже есть жена Ягиня. Однако все его дети были рождены от разных женщин. И все три раза это была не его жена. Например Сон (бог сна) был рожден от богини Морены. А Троян и вовсе от земной женщины. А вот про детей Велеса и Ягини мне ничего найти не удалось, возможно они и были, не буду врать. Знаю только, что жену он очень любил, и есть длинная легенда об их любви и о том, как он жертвовал собой для ее спасения.

Велес часто упоминается в контексте “скотного бога”, но на сколько стоит соглашаться с этой версией, точно сказать не могу. Такое описание в свое время бог Велес получил, потому что помог людям в темные времена отыскать выжившие стада скота. Если быть точнее, то мир людской (Явь) на несколько лет окутала тьма, что и послужило потерей всего скота. Велес снизошел до людей, подарил им огонь, с помощью которого и помог разыскать всех потерявшихся козочек и коров.

Сам велес чуть ли не единственный бог в пантеоне, который познал и Свет, и Тьму.

Все основы жизни, которые Велес притворил, и те законы, по которым было создано движения мира, даже то, каким был мир и жизнь в трех мирах Велес записал в книге. По крайней мере сейчас считается, что это именно он их написал. Все это было в “Велесовой книге”, упоминание которой часто можно встретить, особенно в последнее время.

Читать еще:  Велес языческий бог

Если вернуться к сказанию о том, что Перун прогнал Велеса из мира Прави, то встает вопрос, куда же он потом делся? Ничего не обычного, с момента изгнания он долгое время скитался по миру людскому, по миру Яви. Но в итоге пришел в мир Нави. Его наставником и воспитателем в мире теней стал Вий. Там его обязанности были перевозить через реку забвения (река Березина) души умерших (прямо как Хорон и река Стикс). Но души он возил не в один конец, не только в мир Нави , но и из него. А точнее он приводил в мир Яви души для младенцев.

Так же по некоторым поверьям Велес покровительствует тем, кто ведает, или Ведающим (в том числе и ведьмам).

У Велеса были свои атрибуты, как и у всех богов. Например, это животные медведь и бык. В качестве деревьев Велеса источники разнятся, в одних говорится, что это Ель, сосна, тис, орех. В Других упоминаются еще дуб и ясень.

Символ

Знак бога Велеса — означает мудрость и внутреннюю силу. Подходит как для мужчин, в качестве получения этой самой силы, так для женщин — для их социального роста. Символ должен защитить вас от внешнего негативного воздействия и помочь постигать мир самостоятельно. Дает легкость вашему внутреннему мироощущению.

Праздники

Чаще всего Велеса вспоминали на таких праздниках, где была связь со сменой времен года, но конечно этим не ограничивалось. На многих праздниках идолу Велеса в качестве подношения приносили мех, шерсть и медь. В кубки же принято было наливать квас.

Основные праздники были

Большие Велесовы Святки — с 25 декабря по 6 января

Малые Велесовы святки — с 4 февраля по 10 февраля

Велесов день — 11 февраля

Комоедица — с 20 по 25 марта

Купала — с 20 по 25 июня

Таусень — с 20 по 25 сентября

Бог Велес мне самой кажется едва ли не самым интересным богом из всего пантеона. Его нельзя назвать ни светлым, ни темным, но, тем не менее, и тем и другим он является. Он покровительствует людям, а мудрым особенно.

Подписывайтесь на канал, ставьте лайки, стараюсь исключительно для вас)

82. Боги древних славян

Язычество древних славян. Накануне принятия христианства (славянские народы крестились в IX–X вв.) язычество достигло у славян своего наивысшего развития. Древние славяне поклонялись природным стихиям, от которых зависела их жизнь, труд земледельца. Большую роль играло и почитание предков. Богов было много. Еще больше было духов, которыми славяне населяли всю окружающую их природу. У разных племен особо почитались разные боги. Но все славяне издавна поклонялись двум главным божествам – Перуну и Велесу.

Бог Перун. Древний византийский автор писал о том, что славяне считают своим владыкой бога – творца молний. Бог-громовержец Перун представлялся в виде немолодого сильного мужчины с седой посеребренной головой, с золотыми усами и бородой. Разъезжал он по небу на коне или на колеснице, вооруженный молниями, топорами или стрелами. Перун был владыкой верхней части мира – вершины Мирового древа, был он хозяином на небе и на горах, повелевал тучами и небесными водами. В его власти было напоить землю живительным дождем или наказать засухой или бурей. Перуновы стрелы могли поразить любого на земле.

Со временем Перун становится покровителем князя и дружины, их помощником в военных делах. Особенно почитался Перун восточнославянскими князьями. Князь Владимир Красное Солнышко установил деревянное изображение этого бога с серебряной головой и золотыми усами в Киеве, на горе рядом с княжеским дворцом, и провозгласил Перуна главным среди богов.

В жертву Перуну приносили быков, петухов; их клали возле идола бога или около священного дуба. В особо важных случаях, когда хотели попросить у бога помощи в победе над врагами, Перуну приносили человеческие жертвы. Убивали пленников или даже соплеменников по жребию: «Мечем жребий на отрока или девицу; на кого же упадет, того зарежем богу».

Бог Велес. Не менее чем Перуна, древние славяне почитали Велеса (или Волоса, то есть волосатого, лохматого) – «скотьего бога», покровителя домашних животных, торговли и богатства. Слово «богатый» первоначально означало «имеющий бога», «пользующийся покровительством бога»; бедный, «убогий» – наоборот, означало «лишенный бога». В глубокой древности предки славян представляли Велеса в виде огромного огнедышащего Змея. Мог он принимать и образ косматого медведя, вообще был горазд на всякие превращения. Он считался владыкой подземного царства, хозяином земных вод.

Читать еще:  Мантры для привлечения денег

У славян не было очень четкого разграничения «занятий» богов. Поэтому Велес, хотя и считался в первую очередь «скотьим богом», но влиял и на другие хозяйственные дела. От него, по преданиям славян, зависело плодородие земли. Он был близок к матери сырой земле; обилие, плодородие и богатство были в его власти.

Земледельцы приносили жертву богу плодородия, оставляя после жатвы на поле куст колосьев – «на бородку Велесу». В честь Велеса устраивались ритуальные пиры – братчины.

По-видимому, Велес «заведовал» и загробным миром – «тридесятым царством». Считалось, что в этом далеком царстве, лежащем «за тридевять земель, за реками и за морем», все сделано из золота – и горы, и деревья. А хозяин всему золоту – Велес-Змей.

Если Перун со временем становился у восточных славян покровителем князя и дружины, то Велес оставался народным заступником, покровителем «всей Руси». В древности Велес, несомненно, был добрым божеством. Но после принятия христианства, отдав свои добрые черты христианским святым (Николе, Власию), Велес (он же змей, медведь, леший) превратился в предводителя темных сил.

Мокошь – единственное женское божество у славян. Возможно, она считалась женой Перуна. Мокошь покровительствовала женским домашним ремеслам, но также влияла и на плодородие. Главным ее занятием было прядение. Из дней недели Мокоши посвящалась пятница. Из уважения к богине в этот день женщины не пряли и не стирали. Нарушительнице запрета грозило тяжелое наказание: богиня могла ее исколоть веретеном или заставить прясть по ночам. Даже после крещения Руси женщины собирались на тайные собрания, где молились Мокоши и приносили ей в жертву жито и мед. Под влиянием православия положительные черты языческой богини со временем перешли на святую Параскеву (Прасковью) Пятницу, а «мокошка» стала считаться нечистой силой, бесом, склоняющим женщин к дурным поступкам.

Боги огня, солнца и ветра. Верхнюю часть мира древние славяне населили еще целым семейством солнечных богов. Среди них главным был бог огня Сварог. Он рождал огонь, который назывался «сварожичем». Он же, Сварог, был небесным кузнецом, научившим людей пользоваться огнем и обрабатывать металлы.

Сыном Сварога был бог солнца Даждьбог – дающий добро, тепло, богатство. Он передвигался по небу на огненной колеснице. Этот бог считался покровителем и родоначальником всех жителей Древней Руси, которые называли себя «Даждьбожьи внуки». Солнечным божеством, двойником Даждьбога, был и Хорс. По-видимому, под таким именем он почитался представителями иранских народов, встречавшимися среди населения южной Руси и Киева. (В иранском языке имя Хорс означает «солнце»). Рядом с ними упоминается еще один небожитель – Стрибог, бог ветра, который разносил божественное благо по земле.

Все высшие боги имели у славян человеческий облик, кроме крылатого пса Симаргла. Имя и облик этого бога, по всей вероятности, также были заимствованы у иранских народов, которые почитали вещую птицу Симурга. В русских народных преданиях сходный облик имела птица Див, которая, сидя на верхушке дерева, кричит по-звериному, предвещает поражения и беды.

У западных славян огненный Сварог был известен под именем Радогоста или Свентовита. Он у них считался главным богом. Местные жрецы превратили его в божество войны. В прибалтийском городе Аркона существовал храм Свентовита, увенчанный красной кровлей (все в этом храме было красного цвета). В храме находились деревянный идол с четырьмя головами и посвященное ему оружие. В правой руке идол держал рог, который ежегодно наполняли вином. По количеству оставшегося напитка гадали о будущем урожае. Если вина оставалось мало, ждали неурожая. При храме содержался священный белый конь, который использовался для гаданий.

Языческое святилище. В отличие от западных славян, жители Восточной Европы храмовые постройки не возводили. Святилища устраивались под открытым небом. Каждое племя имело свое святилище. Обычно это была площадка округлой формы (святилище Перуна под Новгородом имело форму цветка), вокруг которой устраивались невысокие валы и рвы, не имевшие оборонительного значения. В центре площадки устанавливали деревянного идола, перед ним разжигали ритуальные костры и приносили жертвы: зерно, домашних животных.

Святилище высших богов устроил в Киеве в 980 г. князь Владимир, стремясь придать ему общегосударственное значение: «И поставил кумиров на холме вне двора теремного: Перуна деревянного, а голова его серебряная, а ус золотой, и Хорса, Даждьбога, и Стрибога, и Симаргла, и Мокошь». Идолы-кумиры имели вид столбов с вырезанным изображением человеческой головы. К сожалению, деревянные идолы до нас не дошли. Известно несколько каменных славянских идолов. Самый знаменитый из них – Збручский идол, найденный в Прикарпатье. Лица богов изображались схематично, грубо, не наделялись индивидуальными чертами. Ритуальные действия в святилищах выполняли жрецы-кудесники, или волхвы. В роли жрецов выступали старейшины и князья.

Читать еще:  Мантра на привлечение денег и благополучия

Читайте также другие темы главы XIV «Жизнь и мифы древних славян» раздела «Славянская мифология»:

Перейти к оглавлению книги Мифы народов Европы и Америки

Перун против Велеса, древнерусский дьявол и прочие боги, которым поклонялись славяне

Владимир Святой крестил наш народ в 988 году, обратив страну в православное христианство. До этого славяне на протяжении веков поклонялись Сварогу, Перуну и другим древним богам, каждый из которых имел разную силу и играл свою роль в пантеоне.

Когда князь Владимир, правивший Киевской Русью с 978 по 1015 гг. , послал своих воинов и православных священников крестить Новгород, они сняли деревянного идола Перуна — одного из важнейших богов славянского язычества. Его тащили по улицам, избивали палками, а затем бросили в реку Волхов. Христиане придавали этому символическое значение: православный Бог победил. Языческим соперникам христианства, слабым и опозоренным, пришлось ретироваться. Люди плакали, смотря на избиение Перуна. Перун, Сварог, Мокошь и другие были неотъемлемой частью мистической жизни народа на протяжении веков.

Так кем же были главные боги, которым поклонялись славяне?

Сварог, отец всех

У каждого языческого пантеона есть свой Демиург — бог, который создал мир. У древних славян был Сварог, небесное божество, которое, как считалось, властвовало над Вселенной и дало рождение всем младшим богам.

Согласно «Новой энциклопедии мифологии Larousse», корень имени Сварог (свар — яркий, ясный) связан с санскритом. Сварога обычно изображали как бородатого старика, мудрого и сильного. Для крестьян небо могло принести как благословение, так и бедствие — неудивительно, что небесный бог управлял миром.

Дажьбог, греющее солнце

Славяне жили в невероятно суровом климате. По этой причине они обожали Дажьбога — милосердное божество Солнца, которое, как полагали, было потомком Сварога.

Его имя буквально означало «дающий». Дажьбог пересекал небо на колеснице, запряженной четырьмя белыми лошадьми с золотыми крыльями, и излучал солнечный свет. Он отвечал за плодородие земли. Люди гордо называли себя «внуки Дажьбога».

Перун, бог войны и грома

Возможно, самый известный из всех славянских богов — Перун Громовержец. Он в чем-то был близок к греческому Зевсу и скандинавскому Тору — божествам грома и войны, которые использовали молнию в качестве оружия. Люди боялись гнева Перуна, но в то же время восхищались им и звали на помощь во время войны.

Изображенный как очень сильный человек с длинной бородой, он был глубоко связан с княжеской властью. Перун был верховным покровителем дружины и благородного князя.

Велес, «бог скота»

В отличие от вышеупомянутых богов, Велес был приземленным божеством. Он контролировал воду, леса, почву и подземный мир. Его изображали неопрятным, волосатым, длиннобородым. Он выглядел страшным. Даже по сравнению с греческим Паном.

Тем не менее славяне любили Велеса. Он защищал скот, заботился о животных и растениях. Если Перун был богом, который поддерживал правителя и его приближенных, то Велес был связан с простыми людьми, охотниками и крестьянами. Перун и Велес часто сталкивались между собой, вызывая смену времен года.

Чернобог, славянский «дьявол»

Битвы между Перуном и Велесом были обычным явлением: эти боги, хотя и разные, были частью вечного пантеона. В отличие от них Чернобог (буквально «черный бог») представлял абсолютное зло в славянской мифологии. Как правитель мира мертвых, он стоял за всем плохим, слабым и мерзким в человеческой природе и посылал стихийные бедствия смертному миру. Он больше соответствовал дьяволу в авраамических религиях, чем обычному языческому богу. Возможно, по этой причине Чернобог часто появляется в современной массовой культуре. Его можно встретить во многих компьютерных играх и в романе Нила Геймана «Американские боги».

Мокошь, великая богиня-мать

В жестоком патриархальном славянском пантеоне было не много женщин. Мокошь была одной из самых влиятельных. Она отвечала за почву и урожай. Жаловала людям любовь, процветание и богатство, наказывала злодеев, защищала женщин и детей.

Источники:

http://zen.yandex.ru/media/id/5db17756f73d9d00b1033c20/5dc507d75ba2b500ae6bb7ef
http://licey.net/free/3-mify_narodov_mira/8-mify_narodov_evropy_i_ameriki/stages/158-82_bogi_drevnih_slavyan.html
http://travelask.ru/blog/posts/17354-perun-protiv-velesa-drevnerusskiy-dyavol-i-prochie-bogi-koto

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector