Музыкальные знаки и символы и их значение

Песни под гитару Музыкальные символы

Аккорды песен под гитару, видео

Музыкальные символы

Музыкальные символы:

Для графического представления нот используется система из 5 горизонтальных линий, которые составляют нотный стан.

Ноты, обозначающие звуки, располагаются на нотном стане в соответствии с нумерацией линий. Нотный стан или нотоносец — набор нотных линеек (параллельных горизонтальных линий), на которые и между которых записываются ноты. Как правило, нотный стан состоит из пяти линеек. однако применяются также нотоносцы из одной, четырех, шести и другого количества линеек. Высоту отдельной ноты можно определить благодаря специальным символам, которые называются нотными ключами и располагаются в начале нотной строки.

Скрипичный ключ — помогает определить позицию ноты соль на второй линии нотоносца и благодаря этому определить положение других нот на нотоносце.

Вместе ноты, расположенные на линиях (смотрите рис. 1), а также ноты, расположенные в промежутках между линиями (смотри рис.2), представляют собой порядок звуков, расположенных по высоте: от более низких к более высоким .

  • Под низкими звуками следует понимать звуки по направлению от верхней к нижней линии нотоносца, или же от тонких к толстым струнам на гитаре.
  • Под высокими звуками следует понимать расположение звуков от толстых к более тонким струнами инструмента.

Для обозначения звуков, высота которых выше или ниже, чем у нот, изображенных на рис. 3, мы будем использовать дополнительные линеечки:

Эти линеечки представляют собой фрагменты линий нотного стана, выходящие за его пределы , и применяются для того, чтобы расширить диапазон доступных звуков.

Рис.4 показывает гамму до мажор, протяженностью в две октавы, некоторые ноты которой обозначены с помощью дополнительных линеечек.

Музыкальные знаки и символы и их значение

Сокращение нотного письма

Как расшифровать дополнительные знаки, которые часто встречаются в нотах?
В нотном письме используются специальные обозначения, сокращающие нотную запись произведения. В результате, помимо сокращения записи, облегчается еще и чтение нот.
Есть знаки сокращения, которые указывают на различные повторы: внутри такта, нескольких тактов, некоторой части произведения.
Используются сокращенные обозначения, обязывающие исполнять написанное на одну или две октавы выше или ниже.
Мы рассмотрим некоторые способы сокращения нотной записи, а именно:

Реприза указывает на необходимость повтора части произведения, либо всего произведения. Посмотрите на рисунок:

Рисунок 1-1. Пример репризы

На рисунке вы видите два знака репризы, они обведены красными прямоугольниками. Между этими знаками заключена часть произведения, которую необходимо повторить. Знаки «смотрят» точками друг на друга.
Если необходимо повторить только один такт (даже несколько раз), можно использовать следующий знак (похож на знак процента):


Рисунок 1-2. Повтор целого такта

Поскольку мы в обоих примерах рассматриваем повтор одного такта, то обе записи играются следующим образом:


Рисунок 1-3. Нотная запись без сокращения

т.е. 2 раза — одно и то же. На рисунке 1-1 повтор даёт реприза, на рисунке 1-2 — знак «процента». Важно понять, что знак «процента» дублирует только один такт, а реприза может охватывать сколь угодно большую часть произведения (даже все произведение). Ни один знак повтора не может указать повтор какой-то части такта — только весь такт целиком.
Если повтор обозначен репризой, но концовки повтора разные, то ставят скобки с цифрами, которые указывают, что при первом повторе играть этот такт, при втором — этот и т.д. Скобки называются «вольтами». Первая вольта, вторая и т.д..
Рассмотрим пример с репризой и двумя вольтами:


Рисунок 1-4. Пример с репризой и вольтами

Как играть этот пример? Сейчас разберёмся. Тут всё просто. Реприза охватывает такты 1 и 2. Над 2-м тактом стоит вольта с цифрой 1: этот такт играем при первом проходе. Над тактом 3 стоит вольта с номером 2 (она уже вне пределов репризы, так и должно быть): этот такт мы играем при втором проходе репризы вместо такта 2 (над ним вольта № 1).
Таким образом, мы играем такты в следующей последовательности: такт 1, такт 2, такт 1, такт 3. Послушайте мелодию. Во время прослушивания следите по нотам.

Итоги.
Вы познакомились с двумя вариантами сокращения нотного письма: репризой и знаком «процента». Реприза может охватывать сколь угодно большую часть произведения, а символ «процента» повторяет только 1 такт.

2. Повторы внутри такта.

Повтор мелодической фигуры.
Если в пределах одного такта используется одна и та же мелодическая фигура, то такой такт может быть записан следующим образом:

Читать еще:  05 55 на часах


Рисунок 2-1. Повтор мелодической фигуры

Т.е. вначале такта указана мелодическая фигура, а дальше вместо того, чтобы ещё 3 раза перерисовать эту фигуру, просто флажками 3 раза указано на необходимость повтора. В итоге вы фактически играете следующее:


Рисунок 2-2. Исполнение мелодической фигуры

Согласитесь, сокращённая запись проще читается! Обратите внимание: в нашей фигуре у каждой ноты по два флажка (шестнадцатые ноты). Именно поэтому в знаках повтора по две черты.

Повтор ноты.
Повтор одной ноты или аккорда обозначается аналогичным образом. Рассмотрим такой пример:


Рисунок 2-3. Повтор одной ноты

Звучит эта запись, как вы, наверное, уже догадались, следующим образом:

Рисунок 2-4. Исполнение

Тремоло.
Быстрое, равномерное, многократное повторение двух звуков называют словом тремоло. На рисунке 3-1 показано звучание тремоло, чередуются две ноты: «до» и «си»:


Рисунок 2-5. Пример звучания тремоло

Сокращённо это тремоло будет выглядеть следующим образом:


Рисунок 2-6. Запись тремоло

Как вы видите, принцип везде одинаков: указывается одна или две (как в тремоло) ноты, длительность которых равна сумме реально исполняемых нот. Штрихами на штиле ноты указывается количество флажков нот, которые нужно сыграть.
В наших примерах мы повторяем звучание только одиночной ноты, но вы также можете встретить сокращения, подобные этому:


Рисунок 2-7. И это тоже тремоло

В рамках этой рубрики вы изучили различные повторы внутри такта.

3. Знаки переноса на октаву.

Если небольшая часть мелодии находится слишком низко или высоко для удобного написания и чтения то поступают следующим образом: мелодию пишут так, чтобы она была на основных линиях нотного стана. Однако при этом указывают, что играть надо на октаву выше (или ниже). Как это делается, рассмотрим на рисунках:


Рисунок 3-1. 8va обязывает играть на октаву выше

Обратите внимание: над нотами сверху написано 8va, а также пунктиром выделена часть нот. Все ноты под пунктиром, начиная от 8va, играют на октаву выше написанного. Т.е. то, что изображено на рисунке, следует играть вот так:


Рисунок 3-2. Исполнение

Теперь рассмотрим пример, когда используются низкие ноты. Взгляните на следующий рисунок (мелодия группы «Агата Кристи»):


Рисунок 3-3. Мелодия на дополнительных линиях

Эта часть мелодии написана на дополнительных линейках снизу. Воспользуемся обозначением «8vb», обозначив пунктиром те ноты, которые необходимо опустить на октаву (при этом на нотном стане ноты будут написаны выше реального звучания на октаву):


Рисунок 3-4. 8vb обязывает играть на октаву ниже

Запись стала компактнее и читается проще. Звучание же нот осталось прежним.
Важный момент: если вся мелодия звучит на низких нотах, то, конечно, под всем произведением никто не будет рисовать пунктир. В этом случае используется басовый ключ Фа. 8vb и 8va используются для сокращения записи только части произведения.
Есть ещё такой вариант. Вместо 8va и 8vb может быть написано только 8. В этом случае пунктир ставится над нотами, если играть нужно на октаву выше, и под нотами, если играть следует на октаву ниже.

Итоги.
В этой главе вы узнали о ещё одном виде сокращения нотного письма. 8va указывает играть на октаву выше написанного, а 8vb — на октаву ниже написанного.

4. Dal Segno, Da Coda.

Слова Dal Segno и Da Coda тоже используются для сокращения нотного письма. Они позволяют гибко организовать повторы частей музыкального произведения. Можно сказать, что это как дорожные знаки, организующие движение. Только не по дорогам, а по по партитуре.

Dal Segno.
Знак указывает место, с которого нужно будет начать повтор. Обратите внимание: знак только указывает место начала повтора, но сам повтор играть ещё рано. А обязывает начать играть повтор фраза «Dal Segno», часто сокращённая до «D.S.». После «D.S.» обычно следует указание, как играть повтор. Об этом — чуть ниже.
Другими словами: исполняете произведение, встречаете знак и игнорируете его. После того, как Вы встретите фразу «D.S.» — начинаете играть со знака .
Как было сказано выше, фраза «D.S.» не только обязывает начать исполнение повтора (перейти к знаку ), но и указывает, как следует действовать дальше:
— фраза «D.S. al Fine» обозначает следующее: начать играть со знака до слова «Fine»;
— фраза «D.S. al Coda» обязывает вернуться к знаку и играть до фразы «Da Coda», после чего перейти к Коде (начать играть со знака ).

Coda.
Это финальная часть музыкального произведения. Обозначается она знаком . Понятие «Coda» довольно обширное, это отдельная тема. В рамках изучения нотного письма нам пока понадобится только знак коды: .

Читать еще:  Знаки каббалы

Пример 1. Использование «D.S. al Fine».

Давайте разберём в какой последовательности идут такты.
Такт 1. Содержит знак Segno (). С этого места мы начнём играть повтор. Однако, указаний на повтор (фразы «D.S. «) мы ещё не встретили (эта фраза будет во втором такте), поэтому знак игнорируем.
Также в первом такте видим фразу «Da Coda». Означает она следующее: когда будем играть повтор, нужно будет с этой фразы перейти на Коду (). Тоже игнорируем, поскольку повтор ещё не начался.
Таким образом, мы играем Такт №1 так, как будто нет никаких знаков:

Такт 2. В конце такта мы видим фразу «D.S. al Coda». Означает она следующее: необходимо начать повтор (со знака ) и играть до фразы «Da Coda», после чего перейти к Коде ().
Таким образом мы полностью играем Такт № 2 (рыжим цветом обозначен только что пройденный этап):

. а затем, следуя указанию «D.S. al Coda», переходим к знаку — это Такт № 1:

Такт 1. Внимание: здесь снова играем Такт № 1, но это уже — повтор! Поскольку мы ушли на повтор с фразы «D.S. al Coda», то и играем до указания перейти на Коду «Da Coda» (чтобы не перегружать рисунок, мы стёрли «старые» стрелки):

В конце Такта № 1 встречаем фразу «Da Coda» — мы обязаны перейти к Коде ():
Такт 3. И теперь уже играем от знака Коды () до конца:

Результат. Таким образом, мы получили следующую последовательность тактов: Такт 1, Такт 2, Такт 1, Такт 3.
Уточнение насчёт Coda. Ещё раз уточним, что термин «Coda» носит более глубокий смысл, нежели показан в примере. Coda — завершающая часть произведения. Coda не учитывается, когда Вы, разбирая произведение, определяете его построение.
В рамках данной статьи мы рассматривали сокращение нотной записи, поэтому на понятии Coda подробно не останавливались, а использовали только её обозначение: .

Итог.
Вы узнали множество полезных знаков сокращения нотного письма. Эти знания очень пригодятся вам в будущем.

Музыкальные знаки и символы и их значение

Нотная грамота для начинающих музыкантов

Музыка – это синтез рационального и эмоционального. Как и любая другая наука она имеет базовые понятия, с которыми должен быть знаком каждый музыкант. Если вы только начинаете постигать удивительный мир звуков и мелодий, то эта страница для вас. Прочитав ее, вы сможете разобраться в основах нотной записи. Нотная грамота станет понятной, и вы сможете играть простые, а может быть и сложные произведения.

Из чего состоит нотная запись

Из чего же, из чего же сделана наша нотная запись. Из:

  • Нотного стана;
  • Нот;
  • Длительностей;
  • Знаков альтерации;
  • Тональности;
  • Размера.

Давайте подробно рассмотрим каждый из данных пунктов, чтобы лучше понимать нотную грамоту.

Нотный стан

Нотный стан представляет собой основной элемент музыкального языка. Он содержит пять линий и четыре промежутка между ними. Стоит учитывать, что каждому из этих промежутков и линеек соответствует конкретная клавишу фортепиано (или другого муз. инструмента).

Если рассматривать запись нот для фортепиано, то обычно она состоит из двух нотоносцев, он носит название большого нотного стана. Верхний нотоносец служит для записи музыки, играемой правой рукой. Нижний нотоносец отображает музыкальную запись для левой руки. Обычно они объединяются специальной фигурной скобкой.

Пример большого нотного стана

Нотный стан имеет несколько основных составляющих, а именно ключи, размер, такты и тактовые черты.

Ключи

Ключ представляет собой музыкальный знак, стоящий в начале нотного стана, и тем самым открывает запись. Существует несколько разновидностей, наиболее распространенными являются скрипичный и басовый, поэтому их необходимо рассмотреть более подробно.

Скрипичный ключ обычно стоит вначале верхнего нотоносца. Центральная часть знака обвивается вокруг второй линии, поэтому его принято называть ключом Соль. Если вы еще не знаете, какие названия имеют ноты, и где они располагаются, предлагаем вам прочесть статью «Учим ноты вместе. В ней вы найдете много полезной информации.

Пример скрипичного ключа

Басовый ключ представляет собой музыкальный знак, открывающий нижний нотоносец начальная точка символа охватывает четвертую линейку, на которой располагается нота «Фа», поэтому данный ключ имеет название ключ «Фа».

Пример басового ключа

Длительности и размер

Звуки в музыкальных произведениях должны выдерживаться в определенном ритмическом рисунке, иначе произведение не будет похожим на само себя. Для обозначения количества времени используется система длительностей. Существуют наиболее распространенные длительности:

  • Целая;
  • Половинка;
  • Четверть;
  • Восьмая;
  • Шестнадцатая;
  • Тридцать вторая.
Читать еще:  Гадание екатерины 3 карточки на будущее

Целая нота представляет собой белый, не закрашенный кружок. Обычно длительность выдерживается в течении счета: раз, два, три, четыре.

Половинка представляет собой не закрашенную головку со штилем. Считается она на счет: раз, два.

Четверть представляет собой закрашенную головку со штилем. Считается на раз.

Восьмая представляет собой закрашенную головку со штилем и одинарным хвостиком. Счет в половину меньше четверти.

Шестнадцатая представляет собой закрашенную головку с двойным хвостиком. Счет в половину меньше восьмой.

Тридцать вторая представляет собой закрашенную головку с тройным хвостиком. Счет в половину меньше шестнадцатой.

Стоит отметить, что более большая по длительности нота может быть количественно равна другой. То есть целая равна двум половинным, четырем четвертям и восьми восьмушкам и т.д. Получается своеобразная арифметическая прогрессия. Рассмотрим на примере.

Размер

Нотная грамота для начинающих также включает в себя понятие о размере.

Размер всегда обозначается дробью: числитель – количество длительности в такте (об этом понятии подробнее ниже), знаменатель – указание длительности. Обычно размер ставится один раз за все произведение и находится после ключа и ключевых знаков (о ключевых знаках подробнее ниже).

Существуют несколько наиболее распространенных размеров:

Чтобы лучше разобраться в данном материале необходимы пояснения в конкретном размере. Возьмем один из популярнейших размеров, а именно 4/4.

В данном размере единицей выбрана четверть, что и указано в знаменателе дроби. Всего в такте должно располагаться то, количество нот, что в сумме даст четыре четверти.

Примечание: многие вначале обучения думают, что если размер 4/4, то можно использовать только четверти и их должно быть четыре. Нет, длительности могут быть самые разнообразные, главное, чтобы их сумма в такте не превышала 4/4.

Такты и тактовые черты

Такт напрямую взаимодействует с размером. Многие интересуются для чего нужны такты, ведь можно было бы просто писать длительности в необходимом порядке. Но все сложнее. Дело в том, что ритмичность в музыке достигается путем чередования сильных и слабых долей, что имеет название метра. Если не будет постоянной пульсации, то вся мелодическая структура будет разваливаться.

Что касается конкретно тактов и тактовых черт, то здесь все гораздо проще. Один такт включает в себя суммарное количество длительностей, назначенных в размере. Тактовые черты отделяют один такт от другого. Существуют несколько типов тактовых черт, наиболее распространены две:

  • Межтактовая черта используется между тактами.
  • Двойная тактовая черта используется в конце произведения и замыкает его.

Знаки альтерации и тональность (ключевые знаки)

Если представить фортепианную клавиатуру, то можно увидеть, что кроме белых клавиш, там есть еще и черные. Черные клавиши представляют собой хроматические звуки, а именно являются либо понижением, либо повышением основного тона. Добиться такого эффекта можно при помощи знаков альтерации.

На данный момент времени наиболее распространенными знаками альтерации являются диез, бемоль и бекар.

Первый символ повышает ноту на полтона, а второй символ понижает ноту на полтона, третий отменяет альтерацию. Читается нота со знаками. Действует данный символ только в пределах одного такта.

Расшифровка: Соль-диез, соль-бекар, соль| Соль-бемоль, соль-бекар||.

Если знаки альтерации действуют только в течении одного такта, то существуют ключевые знаки, которые сохраняют повышение или понижение на протяжении всего произведения.

Ключевые знаки приписываются на нотных линейках сразу после ключа. В зависимости от ключевых знаков можно определить тональность произведения. Необходимо помнить, что они идут в определенной неизменной последовательности, которую нельзя нарушать при записи нот в тональности. Существуют диезные и бемольные тональности. Рассмотри положение вначале в диезных, а потом в бемольных тональностях.

В диезных происходит повышение следующих звуков (один звук, одна тональность):

В бемольных происходит понижение следующих звуков (один звук, одна тональность):

Теперь, когда порядок указания ключевых знаков запомнился можно переходить к изучению основных тональностей. Но что такое тональность?

Тональность в произведении играет немаловажную роль, она позволяет отражать характер музыки, делая ее, либо простой, либо сложной для восприятия. Любая тональность состоит из двух характеристик: тон и наклонение. В нотной грамоте для начинающих тон представляет собой основной звук, от которого и будет строиться звукоряд. Наклонение – это характер музыки, бывает мажорное, а бывает минорное наклонение. Грубо говоря, мажор – это радость, а минор – печаль. Определять наклонение для начинающего музыканта достаточно сложно по началу, особенно если не знаком с элементарными структурными единицами, такими как интервалы. Поэтому пока не будем забегать вперед. А разберемся с тональностями при помощи удобной таблицы.

Диезные тональности

Источники:

http://nagitaru.ru/muzyikalnyie-simvolyi/
http://teslov-music.ru/music-theory_13.htm
http://soundtimes.ru/uroki-muzyki/notnaya-gramota-dlya-nachinayushchikh-muzykantov

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector