Счет на санскрите

Счет на санскрите

Арабы узнали цифры из ведического санскрита, древнейшего языка ариев.

В 1202 году итальянец Леонардо Фибоначчи в своей книге «Liber Abaci» познакомил европейцев с арабской системой счёта и цифровой «ноль». Несмотря на то, что Леонардо Фибоначчи знал, что арабы пользуются цифрами заимствованными из санскрита, он назвал эти цифры «арабскими». С тех пор цифры, заимствованные арабами из ведического санскрита, весь мир называет арабскими цифрами.


Названия цифр на санскрите:

1 – eka- -эка – од ин ( ekah (муж.р) –один, — ekam(ср.род.) – одно, ekâ (жен.род) — одна ) Числа в ведическом санскрите изменяются по родам, как и в русском языке.

эка — эка — один, единственный, одинокий, одиночный, происходит только один раз, только один; один в своем роде, уникальный, особая, начальник выдающийся, отличное; искренний, правдивый »- символ высшего существа, использован в качестве табу слова» Бог »

экес — ê-ka-s — одни (образована от несомненно местоименного корня оi, -êna — в значении указательного местоимения «он»)

екам-сат — ekam sat — букв. «единственное бытие», Единое

Ади –adi — один(высший) (скандинавский Бог Один)

ана — ана — «один» = «он»
адима — ādima — Он, Тот, первый, правдивый, означающее «Бог» — «Один»

пурва — purvya (Префиксы: pir-, piro-, per-) — 1) первая 2) восток, 3) впереди

префикс «pra —» «вперёд» ( родственные слова рус. яз.: прадед, праотец — то есть первый дед, отец; впереди, вперёд, провидец, провидение — вперёд видение. В рус. яз. остался глагол «попирать» «попраны права», от корня «ПРАть», «переть», в выражении «Куда ПРЁшь!». Возглас «ПРА!» на ведическом санскрите означает «ВПЕРЁД!» — это же наше русское «УРА!»

Пурвас — pûrvas –«находящийся впереди» — Первый (старослав.: прьвъ, рус. яз.: первый)

Парама – parama — высший (лат. prima — первый)

В русском языке есть слово «раз», более древнее обозначение числительного «один». Устойчиво сохранилось в детской считалке: «раз, два, три, четыре, пять…». Первичное значение слова «раз» — это рез, «черта, проведенная острым орудием, нарезка», руна, отметина, для записи счёта дням, количества животных, товаров, вещей и др. На санскрите «рек» -«reka» — это рисунок, черта, чертить, царапать, рисовать, писать (родственные слова в др. рус. языке: раз, образ, резы, резать) (староверхне-немецкое: ritan, rizan — писать. ) Слово «раз» имеет те же элементы глагольного происхождения, что и слово « крата».

РЕЗЫ славянской рунницы сохранились в древнерусской вышивке, в качестве знаков, оберегов, «на свастье» — счастье.

2 — Два –dva — Два (два — dvau (муж.род) –два, две -dve (жен. и ср. род) – две)

двая – dvaja — двое

дви – dvi — две. Двина – dvina — на санскрите означает “двойная”.

Двика — Dvika — двойка
Двитьяти — Dvitiati -двоиться

двитий – dvitii — второй.

двандва – dvandva — двойственный (рус. два-на-два)

Двина – dvina — “двойная”.

Уба, убе, убхайох — Ubha, Ubhe, Ubhaioh — Оба, обе, обеих, обоих.
Пара – para — пара, другой

3 – три – Tré , tri — три (трая — trayah – три (муж.род), трини -trini – три (ср.р.), тишра -tisrah – три (жен.род.)

Трини — Trini — тройной

траяс –trayas — трое

трика – trika — тройка

трис – tris — трижды

тритья — Tritiya -третий

трита – trita — третий

Трита — бог, олицетворение молнии. Древнее ведийское божество, упомянутое в «Ригведе». В Ведах одним из главных дел бога Трита (прообраза Троицы и жертвенности Иисуса Христа) было «отпущение греха» и принятие вины на себя, то есть жертвы.

4 – Чатура — Catura – четыре

чатвара -catvârah –четверо (муж.род.)

чатвари — catvâri — Четверо (ср. род)

чаташра – catasrah – четыре (жен.род)

Чатуртха — caturtha – четвёртый.

чатвара – catvaro — четверо.

5. панча – pañcha — пять («паньча джана» – пять человеческих рас, «пять Иванов»). Панча — пять -находится в этимологическом родстве с древневерхненемецким fûst = нем. Faust, старославянякий — пячь, польский — pięść; в др. рус. яз. пясть, пясточка (горсть), запястье.

Панктис — pankti-s – пять- ( в древнерусском яз. — «пяшть», пячь .)

6. шаш – Śās — шесть . шад – Sad – шесть. Шашта — Shashtha — Шестой.

7. сапта – saptá — семь.

8 — Аста – aṣṭá — восемь (асте – aste = остаётся)

аст-ан — aST`an — восемь

аштака — aṣṭaka – восьмёрка.

9. – нава – náva — новый. Наван, нанва — Navan, nanva — девять

Читать еще:  Мантры здоровья и исцеления

Наван — Navan — 9 — конец и начало нового цикла 10. Колесо времени в Ригведе представлено космогоническими мифами, основной смысл которых посвящён ритуалам связанным с Изменением годового цикла, который понимается как уничтожение Вселенной, её погружение в хаос и её нового воскресения, т.е. восстановление космического порядка.
В славянской мифологии 9 — идея вечного колеса жизни и смерти, является символом матриархального начала Вселенной с центральной ролью Великой Матери, чьей функцией было «создание и поддержание Вселенной в форме постоянного цикла возрождения жизни». Её творческим олицетворением является Дева — божественное число 9, символизирующее начало нового цикла следует отнести к слову «Дева» — 9 — «девять». Связь «девяти» с «девой» известны и в других культурах — в древних кельтских и германских мирах — у пиктов, в Уэльсе, Ирландии, Скандинавии, Галлии, в Каталонии и Иберии девять девиц были известны в мифологии, как жрицы. Девять Дев связаны древними религиями в большей части нашей планеты.
«Девять» в мифологии индуизма. Существует древняя традиция Гарба — гуджарати народный танец отмечается в Наваратри — navarātra — («новый круг» -«круг 9 дней»), празднование длится девять ночей.
Слово Гарба происходит от санскритского слова «беременность». Традиционно, танец исполняется вокруг глиняного сосуда- светящегося глубоко внутри фонаря — Гарбха — «глубоко». Это светящийся фонарь представляет собой тело и жизнь, свет — плод в утробе матери. Девять танцовщиц в честь Durga — Дурга, женской божественности.

Танец «ХОРОВОД» — «Гарба» (отсюда слово «каравай») исполняется по кругу, как символ индуистского понимания времени, время в индуизме является циклическим, танцовщицы вращаются по цикличному кругу времени, от рождения, жизни, смерти и снова возрождения. Единственное, что постоянно и неподвижно посреди всего этого бесконечного движения — это Богиня Дева (Дэви — Devi). Танец символизирует то, что Богиня Дева (Дэви — Devi) — это единственное, что остается неизменным в постоянно меняющемся Вселенной (джагат — jagat) и все люди несут в себе Божественную энергию Деви. Это прекрасно согласуется с символикой Славянского «девять» — «Дева».

10 — даша — daśa — «десять» . «Дашагва»- «10 гва» (гвардия — служба, «на страже») — жрецы — ангирасы, которые служили 10 месяцев — срок, в течение которого они пели гимны, 10 месяцев — соответствует длительности светового года в Арктических широтах — прародине ариев, где и сформировался Ведический санскрит. Древнеримский год состоял из 10 месяцев и позднее год стал составлять 12 месяцев, но название «десятый»- «децембер» — декабрь — осталось в римском календаре.

дашан — daśan — десятый.

дашатара – daśatara — десятеро.

Дашака — Daśaka — декада

12 — ДваДаша — Dvadasha
13 — ТраяДаша — Trayodasha
14 — ЧатурДаша — Chaturdasa
15 — ПанчаДаша — Poncadasa

20 — дви-цати — vi-çati — два и десять, двадцать. На славянском два-десять.

30 — ТринСат — Trinsat

0 – шунья – śūnya – нуль (пустота, небытие, отсутствие) (шуньята-вада = śūnya-tā-vāda -учении о пустоте).

100 – шат – Śāt — сто. Satam — 100

В исторической лингвистике есть понятие Диахрония (от греч. «через, сквозь» «время»). В диахронических исследованиях, стало известно, что язык — это не только продукт живой деятельности, но и продукт прошлого опыта человечества. В языке одних народов число 100 звучит, как «Кентум» , а в иных языках, произносится «Сентум» (Satam — 100). Законы диахронии утверждают, что переход «Ки»-[ki] в «Чи»- [tʃi] — возможен, а обратный — нет!

Латынь: 100 — Кентум – centum, итал.- 100 — Ченто — cento.

Нем.- 100 — хундерт — hundert, англ.- 100 — хандред — hundred, голланд.- 100- хондерд -honderd, норвеж.-100 — хундре — hundre, швед.- 100- хундра — hundra, славенс.-100 — хундред — hundred.

Русский — сто, макед.- сто, серб.- сто, славац.- sto, харвет.- sto, польс. — sto, чеш.- sto, фин.- sata, эст.- sada, латв.- simts, лит.- šimtas, рум.- sută. португ.- 100 -сем — cem, фр.- 100 — сантен де — centaine de, исп.- 100 — сиен — cien,

За основу разделения языков на группы взято произношение числа 100 и принцип разделения языков на группы: «кентум» — «сентум».

Шата, ашати – Śāta, açatî — сотый

шатакрату – Śātakratu — стократный, «Принёсший 100 жертв»

Шата-манью — śatamanyu — «Стогневный».

200 — Двисатам — Dvisatam .
300 — Трисатам — Trisatam.
400 — Чатурсатам — Chatursatam .
500 — Понкасатам — Poncasatam.
600 — Шатсатам — Shatsatam.

1000 — daç açatî – даш ашати — 10 сотен = 1000 . (Славянское, готск. thûsundi, нем. Thausend,)

На санскрите: 234двишата тридаша чатвари— «dwishata tridasha catvâri»

Читать еще:  Медитация денежная удача

Тамас – tamas — тьма (много)

Нана – nana — много

Дала — dala — доля (часть).

асте – aste — остается

итас — itas — итак

Крату — kratu — кратный (крата — раз, рез. Первично означало «черта», от корня «керт», корт — qert-, qort— «уКОРОТить, резать, рубить»)

кал – kal — считать (родственные слова в рус. яз. — сколь, количество, сколько; в англ. — calculator)

чит – cit — учитывать, считать, знать (родственные слова в рус. яз. — счёт, учёт, подсчёт)

префикс «са-» — sa — «с; одно-, подобно-» (в рус. яз.- со- «совместно»; су- «вместе, подобно»)

префикс саа — saha — «вместе с, со- , соо- (родственно рус. «сообща», совместно)

префикс сам — sam — «с, вместе с»(родственно рус. — сумма)

сан кхья – san khyā — «число», «счёт», что означает «исчисление». ( корень «кья» — khyā в качестве глагола обозначает — «это называется»; пассивная форма прилагательного — «известный», «названный», как существительное означает — «взгляд», «мысль», «идея». С приставкой сам — SAM = «вместе» корень образует глагольное имя Сан+кьяик —» тот, кто производит исчисление».

сам-кал – sam — kal — слагать, счёт. (родственные слова в рус. яз.- «с+к o ль?, с+колько?»)

ГУД – gud — отделять. (родственные слова в рус. яз. — ГОД — 12 месяцев, ГОДина — время, час)

Числительные ведического санскрита изменяются по падежам, как и в русском языке:

Небольшой словарь санскрита

Шпаргалка преподавателю йоги — небольшой словарь санскрита, перевод значений часто употребляемых слов на русский язык.

Асана — положение тела

Адхо — направленный вниз (адхо мукха шванасана)
Аламба — поддержка
Анга — опора, тело, конечность
Ангуштха — большой палец ноги
Ардха — полу, половина (ардха навасана, ардха чакрасана, ардха падмасана и т.п.)

Баддха — связанный (баддха конасана, баддха падмасана)
Бала — ребенок
Бака — журавль (бакасана)
Бхадра — благой (бхадрасана)
Бхека — лягушка (бхекасана)
Бхуджа — плечо (бхуджасана)
Бхуджанг — кобра (бхуджангасана)

Ваджра — молния, алмаз (ваджрасана)
Вакра — кривой (вакрасана)
Випарита — перевёрнутый (випарита карани, випарита дандасана)
Вира — герой (вирасана)
Врикша — дерево (врикшасана)

Го — корова (гомукхасана)

Данда — посох, палка (дандасана)
Джану — колено (джануширшасана)
Дханура — боевой лук (дханурасана)

Капота — голубь (капотасана)
Карани — сделать (випарита карани)
Карна — ухо (карна пидасана)
Кона — угол (баддха конасана, упавишта конасана)
Краунча — цапля (краунчасана)
Куккута — петух (куккутасана)

Лола — раскачивающийся, словно серьга (лоласана)

Марджари — кошка (марджариасана)
Матсья — рыба (матсиасана)
Маха — большой, великий (махахаласана)
Маюра — павлин (маюрасана)
Мудра — замок, психическая позиция (джняна мудра, йога мудра)
Мукха — лицо (адхо мукха шванасана)

Нава — лодка (навасана)
Ната — танец, танцор (натараджасана)
Нидра — разновидность йогического сна (йога нидра)
Нир — без (нираламба саравангасана)

Пада — стопа, нога (падахастасана)
Падма — лотос (падмасана)
Париврита — перевернутый, скрученный (париврита триконасана, париврита джануширшасана и т.п.)
Парипурна — полная (парипурна навасана)
Паршва — бок (паршва бакасана, паршва сарвангасана и т.п.)
Пасшима — запад, западная (задная часть тела) (пасшимотанасана)
Пида — давление (карна пидасана)
Пинча — перо (пинчамаюрасана)
Прасарита — растянутый, развернутый (прасарита падоттанасана)

Раджа — король, царь (раджа бхуджангасана, раджа капотасана и т.п.)

Са — вместе
Сама — прямой, ровный (самаконасана)
Сарва — полностью, целый
Свастика — древний ведический символ Солнца
Сукха — удобный (сукхасана)
Супта — лежащий (супта вирасана)

Тада — гора (тадасана)
Тана — вытягивать, расширять, удлинять (уттанасана)
Титтибха — светлячок (титтибхасана)

Упавишта — сидя, сидячий (упавишта конасана)
Урдхва — направленный вверх (урдхва падмасана, урдхва мукха шванасана и т.п.)
Ут — интенсивность (уттанасана)
Уттана — интенсивное натягивание
Утката — сильный, яростный (уткатасана)
Уттхита — удлиненный, вытянутый (утхитта триконасана, утхитта паршваконасана)
Уштра — верблюд (уштрасана)

Хала — плуг (халасана) Хаста — рука, кисть руки (урдхва хастасана)

Чандра — луна (ардха чандрасана)

Шава — мертвец, труп (шавасана)
Шалабха — саранча (шалабхасана)
Швана — собака (адхо мукха шванасана, урдхва мукха шванасана) Ширша — голова (ширшасана)

Анджана — персонаж ведической мифологии (анджанасана)
Арджуна — один из героев «Махабхараты», великий стрелок из лука (арджунасана)
Аштавакра — духовноый наставник митхильского царя Джанаки. Был проклят родиться скрученным в восьми местах — аштавакрой. (аштавакрасана)
Бхайрава — наиболее ужасающий аспект Шивы (бхайравасана)
Вамадева — одно из имён Шивы, так же имя легендарного мудреца (вамадевасана)
Васиштха — божественный мудрец (васиштхасана)
Вишвамитра — мудрец ведических времён (вишвамитрасана)
Дурваса — гневный мудрец (дурвасана)
Гаруда — мифический орел очень крупных размеров, царь птиц (гарудасана)
Маричи — божественный мудрец (маричасана)
Матсиендра — древний мудрец, имя которого означает «повелитель рыб» (матсиендрасана)
Тривикрампада — одно из воплощений Вишну (тривикрамасана)
Хануман — великая обезьяна, сын Ваю (ветра), один из героев великого эпоса под названием Рамаяна (хануманасана).

Читать еще:  Мантра для здоровья исцеляющая

Счёт на санскрите

0 – Шунья — нуль (пустота, небытие, отсутствие)
1 – Эка — один
2 – Дви — два
3 – Три — три
4 – Чатур — четыре
5 – Панча — пять
6 – Сад, Шаш — шесть
7 – Сапта — семь
8 – Аста — восемь
9 – Нава — девять
10 – Даша — десять

Дни недели на санскрите

Понедельник — Сомавар (сОма вАсара). День Луны.
Вторник — Мангалавар (мАнгала вАсара]). День Марса.
Среда — Будхавар (бУддха вАсара). День Меркурия.
Четверг — Брихаспативар (брихАспати вАсара), Гурувар (гУру вАсара). День Юпитера.
Пятница — Шукравар (шУкра вАсара). День Венеры.
Суббота — Шанивар (шАни вАсара). День Сатурна.
Воскресенье — Равивар (рАви вАсара). День Солнца.

Изучение санскрита — Числа (1) (русский)

Санскритские числа (Количественные числительные)

Введение

Это снова Габриэль Pradīpaka. Ещё один шанс обогатить наши санскритские знания. Мы многому научились уже, и теперь — время начать изучение санскритских чисел. Помните, что существует два вида чисел (числительных): Количественные и Порядковые. Количественные: 1, 2, 3, 4, 5 и т.д.; и Порядковые: 1 ый , 2 ой , 3 ий , 4 ый , 5 ый и т.д.

Это первый подход к изучению санскритских чисел. Мы пока не будем изучать Склонение. Я только дам вам краткое объяснение. Коротко, склонение заключается в изменении окончания имён существительных и прилагательных, чтобы показать различные падежи (Именительный, Винительный и т.д.). Когда слово стоит в изначальной форме, оно называется «prātipadika» (именная основа). Например: «Yoga, Saṁskṛta, Deva, Guru» (Йога, или союз, санскрит, Бог, Гуру) — это prātipadika-s, потому что к ним не применено Склонение. Однако, если вы желаете выразить следующее: «Йоги, санскрита, Бога, Гуру», вы должны будете трансформировать (изменить) окончания у слов: Yoga, Saṁskṛta, Deva и Guru таким образом:

Yogasya, Saṁskṛtasya, Devasya, Guroḥ/unaḥ

Я буду объяснять вам Склонение позже, в другом документе. В этом документе я буду писать числа только в их именной основе (prātipadika). В будущем, после изучения Склонений, я опубликую «Числа — Приложение», в котором будет рассказано о Склонении чисел. Будьте терпеливы.

Prātipadika-s (именные основы любых слов) используются в Составных словах. Когда вы строите составное слово, вы, в основном , склоняете последнее слово, а не остальные. Конечно, есть исключения. Например, если вам надо перевести «Йога Знания» на санскрит, вы бы сначала написали:

«Jñāna» — это знание, и «yoga» — это йога (союз, или объединение). Хорошо, сформировать такое составное слово было очень легко. Однако, это просто именная основа составного слова (без склонения). Но если вам надо написать «Для йоги знания», как вы вставите «для»? Посредством склонения. Вы должны только просклонять, или трансформировать окончание в слове «йога». Слово «Jñāna» остаётся без изменений. Остаётся prātipadika. Таким образом:

Числа в их именной основе (prātipadika) обычно используются в составных словах. Имеется несколько исключений, в которых вы должны будете трансформировать именную основу в специальную форму, чтобы использовать в составных словах (таких как «pañcan» —пять—, которые изменяются в «pañca» при использовании в составных словах).

А сейчас один пример использования числа два (dvi) в составном слове. Обратите внимание, что я использовал «dvi» в его именной форме (prātipadika):

(букв. «пьющий — pa — дважды — dvi —«, слон)

Но если вы должны перевести на санскрит «три слона», вы должны использовать склонение. С одной стороны, если вы пишете слова раздельно, вам следует склонять оба. С другой стороны, если вы формируете составное слово, вам следует склонять последнее слово в составном.

Помните, что сейчас вы, на самом деле, не изучаете как склонять, это просто информативный пример. Если вы используете раздельные слова, вам следует написать:

Заметьте, как конечная «āḥ» указывает на множественное число именной основы «dvipa» (слон). Следующее склонение — в слове «trayaḥ», которое меняется на «trayo» из-за Sandhi, или Правила Слияния, которое мы будем изучать позже в другом документе. Изначальная именная основа «tri» (три) изменилась на «trayaḥ», чтобы показать Именительный падеж (Nominative). Тем не менее, не волнуйтесь, друзья. Это всего лишь пример.

В свою очередь, если вы хотите сформировать составное слово, просто соедините два слова вместе:

В этом случае, «tri» (три) остаётся prātipadika, или именной основой, а склонение применяется только к последней части составного слова (dvipāḥ=слоны). Пока достаточно. Давайте начнём изучать собственно числа прямо сейчас.

Количественные: 0-9

Имеется пять колонок. Первая колонка: Санскритские числа . Вторая колонка: Обычные числа (наши) . Третья колонка: Названия количественных числительных . Четвёртая колонка: Транслитерация названия . Пятая колонка: Комментарии .

Источники:

http://www.evpatori.ru/cifry-vedicheskogo-sanskrita.html
http://unreliz.ru/yoga/nebolshoj_slovar_sanskrita.html
http://www.sanskrit-trikashaivism.com/ru/chlang/424/0

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector