Ануттара йога тантра

Учение о трех путях: сутры, тантры и Ануттара-тантры

Учение о трех путях: сутры, тантры и Ануттара-тантры

Существует уровень сутры, уровень тантры и уровень ануттара-тантры. Эти уровни сильно различаются по внешнему проявлению, хотя по внутреннему уровню они не различаются. Они различаются по позиции отношения к миру, отношения к органам чувств, энергиям.

Путь сутры. На уровне сутры, с которого мы начинаем, мы должны понять принцип отрешения, принцип отказа, ограничения желаний, поскольку это не дает настоящую закалку духа.

Путь тантры. На уровне тантры, работая с ветрами и каналами, мы познаем принцип трансформации как клеши, негативные эмоции могут преображаться, расцветая в мандалу чистого видения. Это требует филигранного подхода и тонкости работы с энергиями, каналами и ветрами, чистоты каналов и умение объединять созерцательное присутствие с пранами. То, что отрицалось на уровне сутры, является способом практики на уровне тантры.

Путь Ануттара-тантры — это интеграция, тотальное всеприятие. Тотальное всеприятие означает распахнутость разума и объединение с любыми переживаниями. Многие не понимают принципа Ануттара-тантры, вообще ошибочно трактуют, то есть часто, когда люди на западе говорят о Тантре, они говорят о сексуальной Тантре, о сексе с экзотическими ритуалами, в экзотической упаковке, в стиле нью эйдж. Но в Индии даже нет такого понимания, хотя там другое превратное понимание Тантры. В Индии тантрист — это черный маг, колдун, от которого надо держаться подальше. И то и другое не имеет ничего общего с пониманием Тантры как таковой, все это более поздние фантазии людей, которые слабо или поверхностно знакомы с традицией.

Истинный путь Тантры заключается в трансформации, трансформации нечистых энергий и клеш в мандалу чистого измерения, благодаря созерцательному присутствию, если это Ануттара-тантра, благодаря работе с ветрами и каналами, если это йога-тантра и благодаря ритуальным практикам начитывания мантр и визуализации, если это крийя- и чарья- Тантра (чарья-тантра — визуальзация и начитывание мантр, крийя-тантра — ритуальная практика).

На пути Ануттара тантры существует принцип невыбирания, жизни без приятия и отвержения, объединения. На этом пути мы, наконец-то, восстанавливаем полную целостность, полное объединение. Человек, который обрел способность пребывать в созерцании, может интегрировать свой разум с любыми переживаниями, при этом его созерцание не затухает, а, наоборот, только разгорается.

Эта практика заключается в том, что, утвердившись в созерцательном присутствии, йогин очень искусно работает со вторичными причинами, используя вторичные причины для инициирования каких-либо внутренних тонких карм и их самоосвобождения.

Однако готовность практиковать садхану подобного уровня проявляется сама по мере того, как ваша осознанность растет, она предполагает способность обладать умопомрачительной силой самоосвобождения.

Аннутара-йога-тантра в различных школах тибетского буддизма

Аннутара-йога-тантра в различных школах тибетского буддизма (отличные от Гелукпа) часть 1

Варианты объяснения ануттарайоги в других школах — Алекс Берзин

Традиции, отличные от Гелуг, согласны с большинством утверждений школы Гелуг о том, почему Ануттара-йога эффективнее и быстрее как путь, чем три изначальных класса тантры. Однако нам стоит обратить внимание на следующие дополнения и варианты.

Сходства Тантры на уровне Аннутара-йога

Общая ануттара-йога в традиции Сакья

В медитации на аналогии смерти, бардо и перерождения школа сакья особо выделяет очищение прошлого, а именно: нашей смерти в непосредственно предшествовавшей жизни, последующего бардо и текущего перерождения. «Очищение» здесь означает, что мы выходим из-под влияния нашей предыдущей кармы.

Читать еще:  Йога движения

Традиция Ньингма и практики традиции Кагью, на которые повлияла Ньингмапа

В школе Ньингма и в практиках школы Кагью, на которые повлияла Ньингмапа, трёхчастная аналогия также соответствует трём последовательно более грубым аспектам риг па. С точки зрения риг па аналогии тоже работают по нисходящей – в отношении нераскрытой природы будды, и по восходящей – для полностью раскрытой природы будды — просветлённого существа.

  1. Сущностная природа (ngo-bo) риг-па – это его изначальная чистота (ka-dag), отсутствие в нём всех преходящих более грубых уровней умственной деятельности и всех невозможных способов существования.
  2. Его влияние (‘phrin-las) – это его сострадательная отзывчивость (thugs-rje, сострадание), его коммуникативная активность.
  3. Его функциональная природа (rang-bzhin) – это его спонтанное создание видимостей (lhun-grub), основанное на отзывчивости.

Таким образом, в практике Ануттара-йоги или в её эквиваленте в Дзогчене:

  • по аналогии со смертью, сном без сновидений, дхармакаей и изначальной чистотой риг-па, мы получаем доступ к тончайшему уровню умственной деятельности;
  • по аналогии с бар-до, сном со сновидениями, самбхогакаей в качестве тонких форм или речи, а также сострадательной отзывчивостью риг-па, мы проявляемся в состоянии риг-па как сострадание;
  • по аналогии с рождением, бодрствованием, нирманакаей и спонтанным созданием видимостей риг-па, мы проявляемся в состоянии сострадания как семена-слоги, а из них – как медитативные образы будд.

Эквивалентом практике в традиции Ньингма, которая содержит аналогию тонкому движению риг-па с состраданием, служит практика ануттара-йоги «побуждения песнями» (glus-bskul) в Гелуг и в других традициях.

Побуждаемые тем, как женщины-будды поют песни четырёх безмерных состояний ума (mtshams-med bzhi, четырёх брахма-вихар) – любви, сострадания, радости и беспристрастия, мы проявляемся из сосредоточения на пустоте, принимая тонкие формы, чтобы помогать другим. Это подобно тому, как дхармакая предстаёт в виде самбхогакаи .

Учение Ламдре в традиции Сакья

Учение Ламдре традиции Сакья (lam-‘bras, путь вместе с его плодами), практикуемое вместе с медитативным образом будды Хеваджры (Kyai rdo-rje), включает дополнительные аналогии в медитации.

Так как мы люди, наше тонкое тело обладает временным всеохватывающим основанием (gnas-skabs-kyi kun-gzhi, временная алая) четырёх мандал-расположений (gdan dkyil-‘khor bzhi):

  • энергетическими каналами,
  • тонкими слогами в них,
  • творческими энергетическими каплями,
  • энергетическими ветрами.

На их основе аспект создания видимостей (gsal-cha, аспект ясности) нашего тончайшего ума ясного света в качестве нашего окончательного всеобъемлющего основания (mthar-thug-gi kun-gzhi, окончательная алая) создаёт два нераздельных квантовых уровня неочищенных видимостей наших: тела, речи, ума и их нераздельной одновременности.

Два квантовых уровня – это их грубые видимости в виде нашей обычной человеческой формы и их тонкие видимости в качестве медитативных образов будд.

Медитируя по аналогии с четырьмя мандалами расположениями, мы очищаемся, то есть достигаем их полного прекращения. В результате аспект создания видимостей нашего ума ясного света по аналогии создаёт на пути два нераздельных квантовых уровня очищенных видимостей:

тела, речи, ума и их нераздельной одновременности.

Посредством дальнейшей практики, на уровне плода аспект создания видимостей нашего просветляющего ума ясного света создаёт два нераздельных квантовых уровня грубых просветляющих видимостей нирманакаи и тонких просветляющих видимостей самбхогакаи.

Ваджраяна (тантра)

  • Практика

Основные идеи

Для наиболее полного представления о Ваджраяне , рекомендуем перед чтением этого раздела ознакомиться с материалами разделов «Буддизм» и «Тибетские традиции«.

Смысл слова тантра (rgyud) можно обозначить как «вечно длящийся непрерывный поток». Существуют три уровня такого потока. Вечно длящийся поток основы , который является потоком индивидуального сознания каждого живого существа и несет в себе все факторы, или аспекты природы будды (khams de-bzhin snying-po), позволяющие достичь просветления.

Вечно длящийся поток пути , который является непрерывностью практик махаяны, заключающихся в использовании медитативных образов будд (yi-dam; йидам; тантрическое божество). Эти практики могут длиться вечно, поскольку йидамы никогда не устают, не стареют и не умирают. Вечно длящийся поток плода , который является бесконечной непрерывностью просветляющих совокупностей форм (тел) будды.

Читать еще:  Ом мани пеме хунг перевод

Практика вечно длящегося потока пути с использованием медитативных образов будд, йидамов, очищает от преходящих загрязнений вечно длящийся поток основы — сознание живого существа таким образом, что он превращается в вечно длящийся поток плода — непрерывность просветляющих совокупностей форм будды. Тексты, в которых обсуждаются эти вопросы, также принято называть тантрами.

Классы тантр

В тибетской тантрийской традиции есть деление на низшую и высшую Тантру , которые в традиции нингма называются внешней и внутренней Тантрой . Низшая Тантра — это в основном путь очищения, высшая Тантра — это путь преображения. Тантра означает непрерывность энергии. Это признание ценности энергии и всего, что заключено в существовании человека, есть нечто такое, что в Сутре никогда не упоминается. В Сутре три страсти: неведение, привязанность и гнев — называются тремя ядами и считаются самыми пагубными.

Вследствие этих трех страстей вы можете создать много отрицательной кармы и в результате бесконечно пребывать в сансаре. Следует отречься от причины этой бесконечной сансары, от этих трех страстей, потому что ничего ценного в них нет. Однако, согласно тантризму, хотя это и страсти, природа их — энергия. Энергия имеет свои хорошие и плохие стороны, но корень их один и тот же. Если вы откажетесь от этой энергии, то совершите ошибку. Если же вы используете энергию и преобразуете страсти, то получите пользу. Понимание тантризма заключается в признании этой энергии.

Три линии тибетского буддизма в традиции новых переводов — сакья, кагью и гелуг — подразделяют тантру на четыре класса:

В линии ньингма «традиции старых переводов» передаются шесть классов тантры: первые три аналогичны описанным выше, тогда как остальные три соотносятся с усложняющимися стадиями ануттара-йога-тантры:

Первые две — это путь преображения , а последняя, Ати-йога, — это путь самоосвобождения . В практике преображения имеется два разных вида визуализации: постепенный и непостепенный методы. Постепенный метод принадлежит Маха-йоге, а непостепенное преображение принадлежит Ану-йоге. Маха-йога нингмапы соответствует Ануттара-тантре других школ. В Ануттара-тантре первостепенное внимание уделяется тщательному построению визуализации, и очень важно четко представлять форму и цвет преображения.

В Ануттара-тантре не упоминается такое слово, как «постепенный». «Постепенной» Ануттара-тантра называется в Ану-йоге, потому что Ану-йога использует «непостепенный» метод. С самого начала объяснение нашей истинной природы, как оно дается в Ану-йоге, совпадает с объяснением, даваемым Дзогченом. Мы не говорим, что имеется некое семя потенциальности.

Мы говорим о нашем состоянии Дзогчена, самосовершенном состоянии, означающем, что нет ничего, что нужно было бы развивать или изменять. Наша истинная природа предстает здесь, «как она есть», чистой с самого начала. Поскольку она самосовершенна с самого начала, ничего не нужно создавать. Когда она проявляется, мы говорим, что это реализация. Это не означает, что для достижения реализации нам нужно изменять или развивать свою истинную природу, потому что нет ничего, что нужно было бы изменять.

Как же проявляется это самосовершенное состояние? Оно проявляется благодаря преображению. Это и есть Ану-йога. Ану означает «высшая», что говорит о том, что, хотя Тантра и путь преображения весьма важны, этот конкретный метод — самый сущностный и важный в самой Тантре. Вот почему, когда мы занимаемся системой Ану-йоги, нам не нужно, преображаясь, выстраивать вещи одну за другой. Самым главным в Ану-йоге считается иметь знание своего истинного состояния, «как оно есть».

Проявиться в форме божества или преобразиться в нее — означает проявиться, как оно есть: здесь не надо ничего изменять, выстраивать или создавать. Сами мы не обладаем этим состоянием знания, потому что над нами властвует двойственность. Чтобы снова оказаться в этом истинном состоянии, Учитель учит ученика и дает ему возможность войти в это состояние знания, являющееся его собственным состоянием. Это и называется передачей, и очень важно иметь передачу и применять ее, чтобы попасть в это состояние мгновенно.

Читать еще:  Мантра побеждающая смерть

Если вы, например, преображаетесь в Калачакру в стиле Ану-йоги и если у вас с самого начала есть это знание, вы мгновенно оказываетесь в этом видении, этом присутствии и вибрации. Вместо того чтобы что-то выстраивать, мы прямо попадаем в это присутствие. В Ану-йоге этого достаточно. Вот почему она очень отличается от Ануттара-тантры. В практике преображения не так важно представлять все точно и четко.

Если вы не можете совершенно четко видеть форму и цвет, это не имеет значения. Нужно только иметь представление. Это представление вы получаете при передаче, главное — прочувствовать ее, а затем применять. Если вы ее не чувствуете, если у вас нет этой вибрации, то даже если вы очень четко видите цвета, в Ану-йоге это не важно.

В практике Тантры имеется две стадии:

  • Стадия развития (кедрим)
  • Стадия завершения (дзогрим)

Первая стадия заключается в постепенной визуализации мандалы, начиная с зародышевого слога главного божества и слогов четырех элементов. Когда воображаемое сотворение мандалы завершено, читают мантру, продолжая визуализировать себя преображенным в центральное божество. На этой стадии используют главным образом способность ума к воображению, стараясь развить до максимума свою способность визуализации.

Вторая стадия, Стадия завершения, сосредоточивается на визуализации внутренней мандалы чакр и нади* и на слогах мантры, вращающихся без остановки (вокруг центрального зародышевого слога). В конце занятия практикой внешняя и внутренняя мандалы воссоединяются в измерении тела, речи и ума практикующего. Конечный результат этой практики заключается в том, что чистое видение проявляется уже без зависимости от визуализации, становясь частью естественной ясности человека. Таким образом, реализуют целостное состояние воссоединения чистого видения с нечистым видением — Махамудру — великий символ, в котором нерушимо соединены сансара и нирвана.

Этот метод практики, основанный на постепенном преображении, имеется в традиции Маха-йоги школы нингмапа и в традиции Ануттара-тантры* всех других школ. Но существуют также тантрийские методы, опирающиеся на мгновенную, непостепенную визуализацию, и их можно найти только в традиции Ану-йоги. Принцип этого метода Ану-йоги состоит в том, что поскольку в изначальном состоянии каждой сущности мандала и божество самосовершенны с самого начала, то усложненная постепенная визуализация не нужна.

Следовательно, в этом методе требуется лишь одно — непосредственное присутствие измерения мандалы, проявленное в одно мгновение. Кроме того, эта практика в плане визуализации основывается на стадии завершения. В Ану-йоге состояние целостного воссоединения, достигнутое благодаря успешной практике, называется не Махамудрой, а Дзогченом . Отсюда видно, что принцип самосовершенства, являющийся основой этого метода, тот же самый, что и в учении Дзогчен, хотя путь у них и различен.

Официально в традициях кагюдпа, сакяпа и гэлугпа нет такого деления на три йоги, как в Высшей Тантре. В этих традициях признается только Ануттара-тантра, хотя в них есть люди, практикующие Дзогчен — Ати-йогу. В этих школах есть деление на отцовские тантры, материнские тантры и недвойственные тантры, в зависимости от того, что ставится на первый план при преображении. Школа сакяпа, например, признает все три типа Тантры, в то время как в школе гэлугпа ее основатель Цзонхава (1357-1419) утверждал, что есть только отцовские тантры и материнские тантры, а недвойственных тантр нет.

На самом деле такое деление построено на том, что если в методе данной тантры большее внимание уделяется визуализации, то есть стадии развития, то она считается отцовской тантрой, а если в методе на первый план ставится работа с каналами и чакрами, то есть стадия завершения, то она считается материнской тантрой. Примером отцовской тантры является Гухьясамаджа, а примером материнской тантры — Чакрасамвара. В некоторых традициях, например в сакяпа, Калачакра и Хеваджра считаются недвойственными тантрами, потому что двум стадиям практики преображения уделяется примерно одинаковое внимание.

Источники:

http://www.om-harmony.ru/uchenie-o-treh-putyah-sutry-tantry-i-anuttara-tantry
http://eshedrugpa.wordpress.com/2015/06/29/annutara-yoga-tantra-1/
http://www.openreality.ru/school/esoterica/traditions/tibetan/vajrayana/

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector