Маха мантра

Маха мантра

Харе Рама Харе Рама,
Рама Рама Харе Харе,
Харе Кришна Харе Кришна,
Кришна Кришна Харе Харе.

हरे कृष्ण हरे कृष्ण
कृष्ण कृष्ण हरे हरे
हरे राम हरे राम
राम राम हरे हरे

Hare Kṛṣṇa Hare Kṛṣṇa
Kṛṣṇa Kṛṣṇa Hare Hare
Hare Rāma Hare Rāma
Rāma Rāma Hare Hare

Речь пойдёт о Маха мантре, которая также широко известна как мантра «Харе Кришна». Её особо почитают последователи, пожалуй, самого распространённого в мире религиозного течения в традиции бхакти-йоги («преданного служения») — вайшнавского движения людей, преданных силе, воплотившейся на Земле в образе Кришны.

По одной из версий, самое раннее упоминание о Маха мантре содержится в «Калисантарана-упанишаде», примыкающей к «Яджурведе». В соответствии с идеологией данного религиозного течения, повторение мантры Хари Кришна является практикой произнесения имён Бога, что считается фундаментальной основой для духовного развития человека в этой традиции.

Последователи движения верят, что чтение и пропевание этих шестнадцати имён Кришны способны разрушить всё неблагоприятное воздействие века Кали (Кали юга — «железный век», «век раздора»).

Кришна и Радха

Интересно, что если шире рассмотреть вопрос воздействия произнесения мантр, то существует следующее объяснение природы их влияния на сознание и жизнь человека. Например, в той же Библии можно прочесть следующее: «Вначале было слово», т. е. слово — это звук, и все сущее происходит из звука. Из физики нам известно, что звук — это вибрация. Вся наша Вселенная, включая нас самих, по последним научным данным, полученным в ходе изучения природы материи, на самом тонком структурном уровне имеет природу вибрации. Цвет, слова, мысли и т. д. — всё это виды вибраций. А это означает, что, воздействуя на уровне вибраций, можно изменять и материальный мир.

Маха мантра. Исторические акценты

Давайте теперь обратимся к дошедшей до нас мудрости прошлого. В классической философии Санкхьи, основанной на Ведах и заложившей фундаментальные основы современной Йоги, изложена следующая теория происхождения материи. В основе всех 5 элементов, из которых состоит наш материальный мир, лежит звуковая вибрация, которая является самой тонкой, пограничной с нематериальным и непроявленным миром, переходная часть материи. Переходя в более грубые виды вибраций, звук порождает эфир (пространство) — самый тонкий первоэлемент, который, в свою очередь, аналогично формирует воздух. Из воздуха происходит огонь, из огня — вода, которая тем же образом формирует уже землю. Таким образом из тонких материальных структур происходят более плотные, которые и формируют всё то, что мы с вами можем ощущать с помощью наших органов чувств. Получается, что все материальные проявления нашего мира в основе своей являются звуковыми волнами. Поэтому воздействие с помощью мощных вибраций на каузальную природу всего, что нас окружает, позволяет наиболее эффективным образом её изменять.

Кришна – аватар Вишну

Другими словами, то, что мы способны увидеть, услышать или ощутить, согласно философии Йоги и Санкхьи, — это ещё не все. За видимой грубой материей стоит тонкая энергия, гораздо более тонкая, но всё же материя. И именно с ней мы можем взаимодействовать через звук, так как он настраивает наше сознание на восприятие тонкой природы вещей. Мантра — это звук, и соответственно, тоже вибрация, наделённая мощной силой стоящей за ней энергии, к которой в итоге обращается практик посредством её использования (рецитации), — вибрация, способная оказывать серьёзное воздействие на сознание человека как на тонкоматериальную структуру, часто изменяя его мировоззрение и судьбу.

Значение Маха мантры

Итак, с помощью Маха мантры преданные обращаются к образу Господа Кришны посредством перечисления имён Бога: Харе, Кришна и Рама. Рассмотрим подробнее, что же за энергию олицетворяют эти имена.

Кришна — наиболее известный и почитаемый в вайшнавской традиции образ. Какова цель воплощения была у этой великой личности? Обратимся к писаниям, дошедшим до наших дней, а именно к древнему индийскому эпосу «Махабхарата», в частности, к наиболее известной его части, именуемой «Бхагавад-гита». В ней Кришна предстает перед нами как воплощение («аватар») бога Вишну, входящего в Тримурти наряду с Брахмой и Шивой. Считается, что Брахма отвечает за зарождение жизни, Вишну — за её поддержание, а Шива берёт на себя разрушительный аспект Триады.

Читать еще:  Кундалини йога майя файнс

Кришна и Арджуна на поле Курукшетра. Художник: С. Пидгайко

Содержание «Бхагавад-гиты» посвящено диалогу Господа Кришны с его соратником и другом Арджуной на поле битвы. Эта беседа двух великих личностей имеет огромную философскую ценность и по сей день, т. к. поднимает вечные вопросы Бытия, существования Духа, материальной и тонкой природы окружающего мира, нравственности, веры, предназначения, долга и Дхармы. По сути, в «Бхагавад-гите» изложены идеологические аспекты самопознания и развития человека в соответствии с законами Вселенной. И в этом образе Господь Кришна выступает отнюдь не как человек — он говорит от имени той всепронизывающей энергии, что стоит вне материального мира, является причиной и следствием, началом и концом всего сущего, она является абсолютным знанием и безвременной мудростью, которая позволяет видеть истинную суть всех вещей. В качестве аватара Кришна являет собой материальное воплощение этой Высшей энергии, наделённое специфическими характеристиками и свойствами, помогающими наилучшим образом реализовать ту миссию, что явилась целью его рождения.

Если рассматривать с этой точки зрения, то диалог с Арджуной по своей сути — это передача Абсолютной Истины, облачённой в форму слов Кришны, олицетворяющего здесь Высшее Сознание, человеку, находящемуся в поиске своего предназначения. Это помощь нам, безвременным Душам, рождённым в теле человека в процессе познания своей истинной природы. Поэтому произведение и по сей день находит отклик у практикующих в разных традициях.

Герои эпоса «Рамаяна». Художник: С. Пидгайко

«Рама» — ещё одно имя Бога, которым был наречён ещё один почитаемый герой другого древнего эпоса — «Рамаяна». Он также считается аватаром Вишну, но воплотившимся на Земле за многие тысячелетия до событий, описанных в «Махабхарате». Рама традиционно почитается в качестве великого воина, освободившего мир от демонического захватчика Раваны, который, согласно преданию, был настолько силён и искусен в бою, обладая многими сверхчеловеческими способностями, что даже боги Триады не могли обуздать его. Но, обладая безграничной мудростью, боги придумали и успешно воплотили в жизнь план по освобождению Земли от захватчика, главную роль в котором сыграли царевич Рама (как воплощение Вишну) и его возлюбленная Сита (аватар богини Лакшми). Не единожды воспользовавшись слабостями подверженного влиянию страстей Раваны, Рама с помощью Триады сумел одолеть демона и выполнить своё предназначение.

«Хара», или «Радха», олицетворяет проявление женского энергетического аспекта Маха мантры. Это одна из женских форм Бога в индуизме. В традиции вайшнавов почитается как вечная возлюбленная Кришны, воплотившаяся вместе с ним на Земле более 5000 лет назад. Необходимо понимать, что почитается не конкретный женский персонаж, описанный в текстах, а то качество энергии, которой он наделён. В индуизме считается, что Радха — это воплощение богини Лакшми, и ей присуща энергия плодородия, изобилия, созидания. Тонкая же суть этой энергии проявляется в безусловной преданности и состоянии спонтанной любви к Высшему сознанию, в отношении индивидуальной Души и Абсолюта, имеющем потенциал единства.

Радха и Кришна. Художник: Mukesh Singh

Говоря об истории самого течения преданных Кришне, стоит отметить, что основоположником вайшнавской традиции в индуизме считается Чайтанья Махапрабху (1486–1534 гг.), где, по некоторым источникам, он рассматривается как особое воплощение Кришны в умонастроении Радхи, его возлюбленной, символизирующей женский аспект Божественной энергии. В других традициях индуизма Чайтанья почитается как святой вайшнавский монах и религиозный реформатор в Бенгалии XVI века. Опираясь на философию, изложенную в «Бхават-гите», он практиковал и проповедовал традицию бхакти-йоги, а также установил первостепенную важность поклонения Кришне, а многократное повторение имён Бога — Маха мантру Чайтанья объявил важнее любых теологических упражнений. Именно этот религиозный деятель ввёл такой вид обращения к Богу, как санкиртан(а) и сделал этот ритуал основой духовной практики для преданных. Переполняемый глубокими религиозными чувствами, он вдохновлял своих последователей выходить на улицы городов и деревень, танцуя и воспевая гимны и мантры во славу Кришне.

Маха мантра в наше время

В наше время широкую известность Маха мантра Хари Кришна приобрела благодаря активной просветительской деятельности Свами Шрилы Прабхупады (1896–1977 гг.). По словам основателя вайшнавского движения, повторение маха мантры — это метод возрождения сознания Кришны в каждом. Он поясняет, что все люди — живые духовные души, изначально обладающие сознанием Кришны. Однако, всё время находясь в материальном мире, из-за влияния его гун сознание загрязняется — и большинство людей постоянно пребывает в майе — иллюзии. Она заключается в том, что мы пытаемся господствовать над материальной природой, хотя сами зажаты в тиски её суровых законов. Мы прилагаем огромные усилия, стремясь покорить материю, но попадаем в ещё большую зависимость от неё. Однако, по его мнению, стоит человеку возродить в себе сознание Кришны, как эта иллюзорная борьба с материальной природой мгновенно прекратится, а значит, и страдания людей прекратятся.

Читать еще:  Мантры для привлечения удачи

Баларама и Кришна

Существует ещё одна точка зрения на свойства Маха мантры и возможности для её применения, высказанная известным писателем, историком и философом Алексеем Васильевичем Трехлебовым. Исходя из знаний, проверенных на собственном практическом опыте, он делает вывод о том, что Маха мантра состоит из трёх энергетических проявлений, соответствующих трём именам Бога: «Кришна» — как отрицательная энергия, «Рама» — как положительная энергия и «Хара» — как равновесие между ними. С помощью произношения имён Бога осуществляется налаживание контакта с этой мощной сущностью. По его словам, повторение мантры Харе Кришна помогает уравновесить работу левого и правого полушарий головного мозга, что соответствует равновесию образного и логического типов мышления, лунной и солнечной энергии, женского (инь) и мужского (ян) начал в сознании человека. Алексей Васильевич поясняет, что если начитывать Маха мантру по всем правилам, то отстающее полушарие будет подтягиваться к доминирующему. Благодаря этому начинается синхронная работа обоих полушарий, а человек вследствие такой работы начинает воспринимать мир по-новому — видя происходящее вокруг более целостно и объективно.

В любом случае, прибегая к рецитации той или иной мантры, начинающему практику полезно изучить разностороннюю информацию о той традиции, в которой данная мантра используется, историю её происхождения, событий и личностей, связанных с ней, а самое главное, иметь представление о качестве той энергии, которая войдёт в вашу жизнь посредством практики выбранной мантры.

Будьте объективны, изучайте информацию и занимайтесь саморазвитием, а выбор адекватных и эффективных инструментов уже за вами. Ом!

Шива Маха мантра дарует 10 000 различных благословений!

Шива Маха мантра защищает практикующего от всего зла, дарует радость, исполнение желаний, процветание и божественную интуицию.

Что такое мантра, и что она дает?

Само слово «мантра» означает «защита ума». При многократном повторении или прослушивании мантра пробуждает в уме способность воспринять тончайшие вибрации Абсолюта как Звука. Без интенсивной практики джапы это попросту невозможно.

Что известно о Шива Маха мантре?

Шива Маха мантра — «ОМ НАМАХ ШИВАЙА» — одна из главных ведических и тантрических мантр. Её буквальный перевод – «поклонение Благому (Шиве¹)» и называется она панчакшара (пятислоговой) мантрой.

В её трансцендентных звуках содержится интуитивное знание Каула²-дхармы. «Намах Шивайа» записана в самой сердцевине Вед — в знаменитом гимне «Рудрам» Яджурведы и разъяснена в Агамах³. Пять первоэлементов воплощены в этой Великой мантре:

Три слова «Ом Намах Шивайа» символизируют Шиву, Шакти и Дживу⁴, пребывающих в неразрывном единстве, или Изначальной Семье. Брахма (созидание), Вишну (сохранение), Рудра (разрушение), три гуны материальной природы также воплощены в этой мантре. Её значений очень много.

Подобно тому, как дерево присутствует в маленьком семени, также и великий Абсолют присутствует в этой махамантре, а с ним — и всё сущее в тонкой форме.

Махамантра «Ом Намах Шивайа» — это две формы Абсолюта в форме звука: грубая и тонкая. Слог «Ом» – тонкая, а «Намах Шивайа» — грубая форма, выражающие соответственно непроявленный и проявленный аспекты Абсолюта.

Шива и Шакти вместе присутствуют в этой великой мантре. Это основная и обязательная для повторения мантра, для всех людей, независимо от расы, пола и вероисповедания.

Её многократно повторяют по чёткам, воспевают во время Богослужений, на различные мелодии, используют как объект медитации и как основную формулу в процессе Линга-Пуджи.

Как правильно читать Шива Маха мантру?

Для джапы⁵ махамантры используются чётки из 108-ми бусин (с дополнительной 109-ой разделительной бусиной – обычно более крупной в сравнении с остальными). Чётки используются для подсчёта количества повторений мантры. Повторённая 108 раз подряд мантра составляет один «круг» джапы.

Общее количество ежедневно повторяемых «кругов» зависит от личного желания практикующего. Обычно используются чётки из зёрен рудракши (растения Eleocarpus ganitrus), но при необходимости чётки можно изготовить из любого подручного материала.

Есть три основных способа повторения махамантры:

Громкое повторение помогает быстрее дисциплинировать мысли, вспоминать, визуализировать символы мантры. Громкое повторение нейтрализует звуки, которые могут помешать. Не следует прерывать мантру дыханием на полуслове.

Необходимо следить за правильным произношением мантры!

Нужно быть очень внимательным, чтобы произносить мантру как следует, не искажая её звучания и не глотая слова.

Мысленное повторение – наиболее трудный, равно как и самый эффективный вид джапы. Но такое повторение становится возможным только после достаточно длительной практики двух вышеописанных способов.

Очень полезно во время повторения мантры визуализировать в области сердца светящийся Шивалингам или Шиву.

Рекомендации к практике

Повторять махамантру «Ом Намах Шивайа» можно где угодно, когда угодно и сколько угодно. Однако соблюдение определённых правил сделает эту практику более эффективной. Правил этих достаточно много, но самое основное из них – постоянство. Ни в коем случае нельзя снижать количество выполняемых ежедневно повторений.

Читать еще:  Тату мантры с переводом

«ОМ НАМАХ ШИВЙАЯ» — лучшая из мантр исполнения желаний

Пять слогов этой мантры соответствуют пяти силам, пяти ликам Всевышнего Шивы (творение, поддержание, разрушение, сокрытие и спасение – освобождение). Великая шести-слоговая Махамантра рождается путем прибавления вначале пранавы ОМ, выражающей Высшую, непроявленную и непостижимую сущность.

ОМ обращен к Парашиве, тогда как Намах Шивайя – к проявленному Шиве, единому со своей Шакти. Поэтому повторяя эту мантру, мы постигаем Бога одновременно и проявленным и непроявленным, личным и безличным, выразимым и невыразимым. Это лучшая из молитв.

Сила ее так велика, гласит Шива-пурана, что с ее помощью можно разрушить в мгновение весь мир и в мгновение воссоздать его заново. С помощью этой мантры достигается господство над пятью чувствами, пятью элементами Космоса, пятью силами Ишвары. Но полной властью и силой этой мантры обладает лишь только Сам Шива.

Что дает регулярное повторение мантры?

Шива Маха мантра является одной из самых мощных защитных мантр, которые можно читать во время опасности жизни, во сне, если на вас напали духи, и одной из могущественных мантр исполнения желаний, дарующей все возможные и желаемые блага.

Эта мантра приносит:

  • успокоение блуждающего разума,
  • активизирует третий глаз,
  • дарует великую защиту и покровительство Шивы,
  • развитие сверхспособностей,
  • открывает высшее знание тантры,
  • приносит 10 000 различных благословений (здоровье, удача, сила, знание, богатство, защита и т.д).

Примечания и тематические статьи для более глубокого понимания материала

¹ Шива — индуистское божество, входящее вместе с Брахмой и Вишну в божественную триаду тримурти, и верховный бог в шиваизме (Википедия).

² Каула — направление в тантрическом шактизме (Википедия).

³ В Буддизме, Агама это коллекция ранних Буддийских писаний (Википедия).

⁴ Джива — понятие в индийской религиозно-философской традиции; духовное, вечное живое существо, душа (Википедия).

⁵ Джапа — духовная практика медитативного повторения (рецитации) мантр или имён Бога в индуизме (Википедия).

Маха Мантра

Харе Кришна мантра (санскр. हरे कृष्ण मन्त्र ), которую также называют маха-мантра («великая мантра») — ведическая мантра из 16-ти слов, получившая широкую известность за пределами Индии благодаря индуистской вайшнавской религиозной организации «Международное общество сознания Кришны», которая представляет традицию гаудия-вайшнавизма и последователи которой известны как кришнаиты.

Харе Кришна мантра известна во многих традициях индуизма, где считается что её слушание, повторение или воспевание возвышает сознание практикующего на духовный уровень. [1] В согласии с кришнаитским богословием, это возвышенное сознание в конце концов приобретает форму чистой любви к Богу (Кришне). [2]

Харе Кришна мантра упоминается в Упанишадах, являющихся частью Вед, что рассматривается как доказательство того, что практика повторения мантры Харе Кришна, как и другие практики индуизма, уходит своими корнями в ведическое прошлое, [3] и в частности восходит к бхагаватизму — древней монотеистической традиции поклонения Кришне. [3]

Содержание

Значение и способы повторения

Считается, что обращаясь к именам Бога, из которых состоит мантра, человек входит в контакт с Богом во всей Его полноте. Согласно кришнаитскому богословию, в имени Кришна присутствует сам Кришна со всеми его атрибутами, в имени Рама — все аватары, в имени Хара (которое представляет собой звательный падеж одного из имён Радхи) — все шакти.

Бхактиведанта Свами Прабхупада объясняет, что Харе — это обращение к энергии преданного служения Богу, а Кришна и Рама являются именами Бога, которые соответственно переводятся как «Всепривлекающий» и «Всерадующий». [4] Таким образом, маха-мантра означает: «О Всепривлекающий, о Всерадующий Господь, о духовная энергия Господа! Прошу, позволь мне преданно служить Тебе».

«Рама» в мантре может относиться к Раме — одному из воплощений Вишну или Кришны, или к Балараме — воплощению и брату Кришны в его земных играх. [5] Согласно вайшнавскому богословию, между Рамой и Баларамой нет разницы. [1] Рама — это также и другое имя Кришны — Радха-рамана, которое означает «возлюбленный Радхи». [6]

В вайшнавизме, Рама и Кришна являются седьмой и восьмой аватарой Вишну. [7] В «Вишну-сахасранаме» «Рама» и «Кришна» числятся как имена Вишну. [7]

Слово «харе» представляет собой звательный падеж от Хара — одного из имён Радхи — вечной возлюбленной Кришны, которая в традициях кришнаизма рассматривается как женская ипостась Бога, как Его энергия наслаждения. [8] Хари — это также одно из имён Вишну, которое означает «тот кто устраняет иллюзию».

Мантру «Харе Кришна» можно повторять внутренне в уме, шёпотом для себя (джапа) или громко воспевать (киртана). Бхактиведанта Свами Прабхупада говорит об этом следующее:

Источники:

http://www.oum.ru/yoga/mantry/makha-mantra/
http://omkling.com/shiva-maha-mantra/
http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1029407

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector