Тантрический буддизм что это

Практика ваджраяны — самого таинственного направления буддизма

Здравствуйте, дорогие читатели!

В наши дни буддизм всё больше распространяется в нашей стране. Многие люди сталкиваются в первый раз с многообразной и не всегда понятной для неискушённых новичков информацией о нём. Практика Ваджраяны – это то, что, несомненно, заинтересует пытливого читателя, и мы постараемся рассказать о ней в простой и понятной форме.

Направления буддизма

Возникновение буддизма датируется примерно V веком первого тысячелетия до нашей эры. Он относится к одной из трёх мировых религий, что подразумевает, что исповедовать его может всякий человек, в каком бы он месте ни жил, кем по национальности и какой расы ни был. Как и в любом вероучении, в буддизме существуют свои направления.

В соответствии с хронологией возникновения, можно выделить три основных течения:

  • Хинаяна или Тхеравада
  • Махаяна
  • Ваджраяна

Строго говоря, Ваджраяна возникла как ответвление Махаяны, не противореча ей по философии, но имея свой подход и методы медитации.

Взаимосвязь названий и сути учения

Рассмотрим названия данного течения, чтобы лучше понять, что это такое. Слово «ваджра» на языке санскрит означает «алмаз», «яна» — колесница, путь. По-другому, Ваджраяну ещё называют «Алмазной колесницей», что символизирует незыблемость пробуждённого сознания. Само оно, то есть просветление, похоже на вспышку молнии или удар грома.

Это ассоциируется с первоначальным значением слова «ваджра» – «особое оружие, изготавливаемое из толстой надземной части ствола дерева над корнями – комля – с острыми и разведёнными в стороны кусками корней». Так же назывался и скипетр индийского Зевса – Индры. У одного из ритуальных буддистских предметов – ваджры – сейчас такая же форма, но без рукоятки.

Так как в Ваджраяне огромную роль играет чтение мантр, то это направление также часто зовётся Мантраяной. Мантр существует великое множество, но есть особо действенные, настолько мощные тайные мантры, что они скрывались от простых людей долгое время.

Прежде всего, это мантра Падманентры, которая приводит к исполнению любого желания; мантра Ваджрачакра, избавляющая от лени; мантра Манибхадры, что приносит богатство в жизнь адепта.

Считается, что к достижению просветления приводит многократное произнесение мантр. Один из знаменитых учителей – Падмасамбхава – передал последователям золотую мантру:

«Ом А Хум Ваджра Гуру Падма Сиддхи Хум».

Золотой она считается потому, что благодаря ей зависть, гордость, гнев, отвращение, желания, привязанности, нежелательные эмоции, неведение не омрачают более дух; ум, речь и тело обретают просветление.

Ваджраяна называется также и Тантраяной, так как знания передаются от учителя к ученику в виде тантр – текстов, которые имеют неоднозначное толкование. Буддийский тантризм поэтому предполагает наличие посвящения, во время которого учитель или гуру, уже достигший просветления, по необходимости разъясняет правильность произнесения звуков ученику и даёт ему другие наставления.

Иначе гуру называется «лама», отсюда и появилось ещё одно принятое в Европе название буддизма – ламаизм. Он распространён в Тибете, куда пришёл из Индии, в Монголии, Японии, Непале, России, Европе, Америке и других местах. Духовный лидер буддизма сейчас – Далай-Лама XIV.

Каковы же основные идеи этого направления? Всё многообразие названий Ваджраяны не меняет главного:

«Методы, используемые в Ваджраяне, служат одному: стать Буддой, проживая одну или несколько жизней для оказания помощи всему живому, нуждающемуся в сострадании».

Основы Ваджраяны

Ученик, собирающийся практиковать Ваджраяну, должен понимать пустотность всего окружающего, то есть его несамостоятельность, и появление его только во взаимосвязи с другими вещами. Он должен быть мотивирован на сострадание и обладать чистотой видения, а именно, иметь спокойный ум, чтобы он мог ясно видеть.

Три корня этой практики составляют дакини, гуру, йидам.

Дакини, или «те, которые идут по небу», есть одним из корней Ваджраяны. Они — просветлённые сущности женского рода, которые покровительствуют йогам и хранят тайные знания и практики. Некоторые считают, что дакини – это разнообразные формы энергии в персонифицированном виде.

Читать еще:  Ом мани

Идеальным учителем – гуру – считается тот, кто дошёл до вершины духовного совершенствования и может теперь передавать своё мастерство и суть учения, обучать различным психотехническим приёмам своих учеников.

Установление духовного единения с выбранным учителем, его укрепление и развитие является очень важным, поэтому традиционно ученики наблюдают за своим учителем несколько лет, чтобы убедиться в возможности полностью доверять ему. После чего и учитель проверяет ученика на предмет готовности следовать предлагаемым методам.

Существенную роль играет «йидам», который представляет собой выбранное самим адептом верховное существо. Йогин выбирает его, опираясь на свои нужды, сам или, в большинстве случаев, при помощи учителя, с тем чтобы йидам помог ему стать Буддой. Созерцая его, или используя метод визуализации, тот, кто стремится достигнуть совершенства, преобразует свой дух, превращаясь в просветлённое божество.

Для просветления тела используются телесные упражнения, для просветления речи – многократное повторение мантр, а ум просветляет визуализация или созерцание просветлённых йидамов и мандал. Таким образом осуществляется триединство ума, речи и тела в буддизме.

Ваджраяну можно считать венцом развития буддизма, поэтому тем, кто хочет её практиковать, желательно познакомиться с основными положениями буддизма – хинаяной и махаяной, на которых она и покоится.

Заключение

На этом мы пока прощаемся. Друзья, если вам понравилась данная статья, поделитесь ею в социальных сетях.

Тантра (буддизм)

В буддизме тантра (санскр. तन्त्र , tantra IAST , «связь, нить, последовательность») — составная часть школ Ваджраяны, связанная с практикой пограничных состояний, просветлённых состояний, смерти и промежуточных состояний между смертью и следующим рождением (см. бардо). Тантра понимается как практика достижения окончательного результата («плода») — состояния Будды. В тантре активно используется сложная символика, идамы, медитации, мудры, янтры, ритуалы.

Занятия тантрой, индивидуальные и коллективные, могут осуществляться только под руководством гуру — опытного наставника (ламы). Некоторые ритуалы и символы выглядят с точки зрения посторонних страшными или отталкивающими, поэтому для занятий тантрой требуется посвящение учителя и подробные объяснения. Разглашение или популяризация деталей тантрической практики не принята, система посвящений предназначена для защиты учения от профанации, а также передачи важнейших наставлений и создания у практикующего связи с линией преемственности.

Важнейшим предварительным условием для занятий тантрой является принятие обетов Бодхисаттвы, стремления спасти от страданий сансары все живые существа без исключения, и стать Буддой чтобы помогать живым существам. Тантра считается самым коротким, но и самым опасным путём. Очень важно для адепта тантры найти хорошего учителя, который тоже должен тщательно проверяться.

Содержание

Определение Тантры

Слово тантра в буддийском контексте означает непрерывность, континиум [1] . Различные дефиниции описывающие это понятие можно встретить и в самих тантрических текстах и комментариях к ним.

В восемнадцатой главе Гухьясамаджа-тантры сказано:

В Гунаватитике (санскр. Guṇavatiṭikā), комментарии к Махамая-тантре также говорится, что тантра означает непрерывность, эта непрерывность троична по природе и говорится о том, что тантра-основа — это безначальный и бесконечный ум, светоносный по природе [2] (санскр. prakṛtiprabhāsvara).

Современный мастер тантры и дзогчен, Намкай Норбу Ринпоче в книге «Дзогчен — состояние самосовершенства» дает следующее определение:

История

Буддийские тантрические системы как правило схожи с индуистскими, хотя похожесть только внешняя [4] [5] [6] . Хотя раньше считалось, что внешняя фабула тантр была перенята у индуизма, сейчас набирает силу другое убеждение, что в сущности всё было наоборот и индуизм перенял тантрические практики у буддизма. Вполне очевидно на данный момент, что буддийские тантры оказали обратное влияние на индийские, передав им часть практик. Тексты, относящиеся к тантре, составляют существенную часть тибетского канона. В кангьюр входят около 500 тантрических текстов, а в тангьюр более 2000 поясняющих и комментирующих работ.

Буддийская тантра коренным образом отличается от индуистской целями и методами. Конечная цель индуизма — тренировка силы воли (санскр. शक्ति śakti IAST ). Конечная цель буддизма — обнаружить свою естественную абсолютную мудрость (санскр. ज्ञान , jñāna IAST ; тиб. ཡེ་ཤེས , Вайли ye-shes). Кроме того, в индуистских медитациях работают с внутренним энергетическим каналом, проходящим в позвоночнике, а в буддийской тантре используют земную магнитную ось, проходящую через середину тела и соединяющую макушку головы с «точкой „G“» (у женщин) и простатой (у мужчин). [7]

Читать еще:  Мантра для похудения очень мощная

Точно определить время появления первых тантр трудно, по оценкам это было в IV—V веках. Местом зарождения тантр считают южную или восточную Индию. К VIII веку сформировались методы, описанные в тантрах первых трех классов, и уже начинают проповедоваться в Китае [8] .

В литературе нередко термин «тантра» сужают до высших тантр, соответствующих ануттара-йоге. Эти тантры получили распространение во второй половине VIII века [8] .

Самой древней ануттара йога тантрой, вероятно, является Гухьясамаджа, которую относят к VII веку. В отличие от индуистских тантрических систем предварительным условием занятий тантрой считается принятие обетов бодхисаттвы.

Систему тантр упорядочил и привёл к современному виду Дромтонпа (992—1074), ученик Атиши уже в Тибете [8] .

Отличительные особенности

Тантрический буддизм обладает рядом уникальных черт и особенностей, не присущих более ранним формам буддизма. По мнению одного из ведущих специалистов в данной области, переводчика Маха-вайрочана-абхисамбодхи тантры Стивена Ходжа, у тантрического буддизма есть следующие особенности [9] [10] :

  1. Тантрический буддизм предлагает альтернативный путь к просветлённости вдобавок к стандартному пути махаяны.
  2. Его учения обращены к практикующим мирянам прежде всего, а не к монахам и монахиням.
  3. Как следствие этого, он признаёт земные цели и обретения и часто имеет дело с практиками, по характеру более магическими, нежели духовными.
  4. Он учит специальным типам медитаций (садхана) как пути к осознанию, направленным на трансформацию индивида в воплощение божественного в течение этой жизни или через небольшой промежуток времени.
  5. Такие виды медитации включают активное использование различных типов мандал, мудр, мантр и дхарани, как конкретных выражений природы действительности.
  6. Формирование образов различных божеств в процессе медитации путём творческого воображения играет ключевую роль в процессе осознавания. Эти образы могут рассматриваться пребывающими как внутри, так и извне.
  7. Огромное многообразие количества и типов Будд и прочих божеств.
  8. Большое ударение делается на роли гуру и необходимости получения от него наставлений и должных инициаций для садхан.
  9. Бросаются в глаза многочисленные рассуждения о природе и силе речи, в особенности в связи с литерами санскритского алфавита.
  10. Различные обычаи и ритуалы, часто не-буддийского происхождения, такие как хома, инкорпорированы и адаптированы к буддизму.
  11. Духовная физиология преподаётся как часть процесса трансформации.
  12. Подчёркивается важность женского начала; используются различные формы сексуальной йоги.

Список не претендует на исчерпывающий, однако он дает представление о характере тантрических практик изложенных в доктринальных текстах ваджраяны. Также нужно учитывать, что в полном объеме эти элементы присущи только высшим тантрам, а на начальной стадии формирования буддийского тантризма тексты могли включать лишь некоторые из вышеперечисленных особенностей [9] [10] .

Символика и элементы тантр

Тантра использует сложную и разветвлённую систему символов, связанных с определёнными ритуалами, действиями и практиками.

Наиболее важные понятия тантры и связанные с ними символы:

  • Идам (персональное божество) — идеальная форма (тело), принимаемая в состоянии бардо. Известны многочисленные изображения идамов — как грозных или милосердных божеств, со множеством голов, рук, ног, иногда свирепых и кровожадных, разрывающих жертвы.
  • Мандала — символическая структура мироздания в виде круговой диаграммы, ступы, схемы или системы дворцов, в которой обитают божества. Встречаются сложные пространственные и динамические мандалы. Особое искусство заключается в изготовлении песчаных мандал, которые потом ритуально разрушаются, чтобы показать преходящесть мироздания. Мандала используется для созерцания и для ритуалов гуру-йоги подношения Учителю.
  • Яб-юм — сексуальные изображения идамов, предназначены для сложной практики созерцания и визуализации.
  • Страшные ритуалы (такие как чод), связанные с кладбищами, вызовом страшных духов, черепами и скелетами, приёмом тухлой или отталкивающей пищи и пр., несут определённую символическую смысловую нагрузку, объясняемую учителем.
  • Мантры, простирания — связаны с ритуальными действиями и подготовкой к тантрическим ритуалам.
  • Работа с энергетическими каналами и чакрами.
  • Созерцание звуков и использование семенных слогов.

Характеристики тантр

Школы Сарма

Тантры, как цельные практические системы, описанные в доктринальных текстах Ваджраяны, представляют собой наставления, исходящие от различных будд, йидамов и дакинь, полученные махасиддхами Индии или Тибета. Школы сарма — кагью, сакья и гелуг — подразделяют тантру на четыре класса [8] :

  1. Крия-тантры (тантры ритуального действия)
  2. Чарья-тантры (тантры исполнения),
  3. Йога-тантры (йогические тантры),
  4. Ануттарайога-тантры (тантры наивысшей йоги).
Читать еще:  Мантра исцеления души и тела

По своим особенностям ануттара-йога-тантры подразделяются на:

  1. отцовские тантры (если в них особое значение придается методу (упайя) и мужскому началу),
  2. материнские тантры (если в них делается упор на мудрость (праджня) и женское начало)
  3. недвойственные тантры (если эти два принципа одинаково важны).

Школа Ньингма

Тибетская школа Ньингма именует первые три класса тантр Внешними, и дополнительно выделяет три класса Внутренних тантр, первый из которых (Махайога — Великая йога) более или менее соответствует Ануттарайоге Новых традиций, а два других в Новых традициях не представлены [8] :

  1. Ану-йога (Высшая йога), предполагающая работу с «тонкими» (энергетическими) психофизиологическими центрами (чакры) и каналами (нади) тела,
  2. [Маха-] Ати-йога ([Великая] Изначальная йога, или Йога Великого Совершенства, Дзогчен).

Тантрический буддизм

Сразу после возникновения буддизм стал своего рода революционным учением, призванным свергнуть узурпировавший власть брахманизм, а вместе с ним и остатки древних верований. Через несколько столетий буддизм, будучи крайне толерантной религией, сам впитал в себя многие элементы старинных вероучений. Очень хорошо эти тенденции прослеживаются на примере тантрического буддизма, – своеобразного синтеза оккультизма и буддийской философии.

Суть и предназначение

Тантрический буддизм или Ваджрая́на, появился приблизительно в V веке нашей эры на основании тантрических текстов, а также сложного сочетания понятий буддизма и древнеиндийских культов плодородия. Термин Ваджрая́на в переводе с санскрита означает алмазная колесница и символизирует путь к пробуждению сознания, которое подобно несокрушимому алмазу.

Ни в коем случае не следует путать тантрический буддизм с индускими тантрическими практиками. Ведь последние предполагают соединение личностной души с Абсолютом с помощью высвобождения сексуальной энергии. Тогда как тантрический буддизм получил своё название только благодаря названию разновидности буддийских священных текстов, — тантре («нить, последовательность»).

Среди остальных направлений буддизма тантрический буддизм занимает особое место, поскольку не предназначен для, так сказать, массового использования. Культовые практики тантрического буддизма включают в себя опасные и порой пугающие ритуалы, призванные высвободить звериную природу человеческого подсознания. Поэтому, тантрический буддизм доступен исключительно посвящённым, которые дали «обет Бодхисаттвы» и практикуют только под пристальным взглядом наставника.

Вероучение и методы

Центральный идеал тантрического буддизма – это уже упомянутое понятие «Бодхисаттвы», — человека, достигшего верхней ступени иерархии существ тантрического буддизма. Подобные вершины доступны только тому, кто смог войти в состояние нирваны, а затем отказаться от него с целью вернутся в мир страданий и принести просветления оставшимся там живым существам. Следует заметить, что Бодхисаттва – это термин, взятый из Махаяны (самой распространённой школы буддизма). Тантрический буддизм как ответвление Махаяны немного видоизменил путь к состоянию Боддхисатвы, — в Махаяне человек мог стать Бодхисаттвой только спустя огромное количество перевоплощений, в тантрическом буддизме этого можно достичь всего за одну жизнь. Но цена за такое «ускоренное развитие» очень велика, поскольку путь тантрического буддизма жесток и опасен, а в случае ошибки его адепт может навсегда кануть ужасных нижних мирах.

В качестве методов достижения состояния Бодхисаттвы в тантрическом буддизме используются мантры, визуализация образов божеств тантрического буддизма и созерцание мандал. Подобные практики есть во всех буддийских и индуистских религиозных традициях, но в тантрическом буддизме они имеют некоторые особенности. Так, чтение мантр предполагает тайное обучение правильному произношению звуков, а визуализация требует очень чёткого представления образа того или иного божества вплоть до возможности с ним побеседовать. В основном, все эти методы практикуются одновременно, представляя собой сложную медитацию, основанную на символизме и подавлении мыслей и наклонностей, препятствующих просветлению.

Таким образом, тантрический буддизм привлекает к себе последователей, в первую очередь, возможностью быстрого обретения состояния нирваны. Но отважится на посвящение в него способен только человек, готовый взглянуть на самые тёмные уголки своей сущности ради стремления стать Бодхисаттвой.

Источники:

http://o-buddizme.ru/napravleniya-buddizma/praktika-vadzhrayany
http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/118536
http://www.astrostar.ru/articles/drevnie-kultury/indiya/tantricheskiy-buddizm.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector