Покровитель моряков святой

Святой покровитель моряков

19 декабря Русская Православная Церковь отмечает День святителя Николая Чудотворца. Святитель Николай считается покровителем путешественников и мореплавателей. И является одним из самых почитаемых святых в православном мире.

Кромешная мгла горизонта
Средь молний нависла вдали.
Не спрятаться в тихую бухту
Ещё далеко до земли.

Корабль поднимает как щепку
Безудержной мощи порыв.
Поднимет его и бросает
С девятого вала в обрыв.

И что остаётся? Молиться.
Так было во все времена.
Мыс доброй, последней надежды
Молитвы горячей стена.

Себя ощутивши букашкой
Гордыню легко растерять.
Спаси, Николай Чудотворец!
Моряцкие души вопят.

Где искренность слов покаянных —
Услышит Угодник мольбу.
Всевышнего сам умоляет
Смягчить неразумных судьбу.

Великий святой мореходов
За грешных болеет душой.
Он так у Христа научился —
Быть Вечной Любовью большой.

К спасительной вере Христовой
Сейчас оказался мостом.
Вот кто-то икону лобзает.
Себя осеняя крестом.

Осели солёные брызги
И тучи исчезли в дали.
Сурово морское крещение.
Смирение – начало любви!

И если житейские волны
Накроют нас бурей страстей,
Молитесь. Заступник пребудет
Среди разъярённых морей.

Полная версия ниже, там много морских терминов, в силу профессионального с ними знакомства.

Предвестники шторма и бури
На гребнях волны буруны.
Ветра паруса натянули.
Порывы свежи и сильны.

Удары тревожные в рынду.
Команда: «Стоять по местам!
Задраить отсеки и люки.
И Бог да поможет всем нам!»

Кромешная мгла горизонта
Средь молний нависла вдали.
Не спрятаться в тихую бухту
Ещё далеко до земли.

Флаг с гюйсом трепещут на штоках.
Обтянуты: груз, такелаж.
А шторм свирепея не шутит,
Уже набирает кураж.

Корабль поднимает как щепку
Безудержной мощи порыв.
Поднимет его и бросает
С девятого вала в обрыв.

И что остаётся? Молиться.
Так было во все времена.
Мыс доброй, последней надежды
Молитвы горячей стена.

Себя ощутивши букашкой
Гордыню легко растерять.
Спаси, Николай Чудотворец!
Моряцкие души вопят.

На милость святую надеясь,
К тебе мы дерзаем взывать.
Хоть снова грешили без меры.
Про Бога забыли опять.

Не нужные в штиль и на суше.
Когда подступает беда.
Слеза и раскаяние сердца
Приходят защитой тогда.

Где искренность слов покаянных —
Услышит Угодник мольбу.
Всевышнего сам умоляет
Смягчить неразумных судьбу.

Всю жизнь незлобив, непорочен
Других выручал из беды.
И вот он! Спасительным кормчим!
В сиянии лучей доброты.

Святая могучая сила
Приходит на помощь извне.
Корабль без труда направляет
Как должно, идти по волне.

Лавирует судно меж рифов
Послушно командам руля.
В награду поверившим в чудо
Уже показалась земля!

Объятия, радость и слёзы.
На грани поди побывай!
Но штормом очистились люди.
И счастлив святой Николай.

Великий святой мореходов
За грешных болеет душой.
Он так у Христа научился —
Быть Вечной Любовью большой.

К спасительной вере Христовой
Сейчас оказался мостом.
Вот кто-то икону лобзает.
Себя осеняя крестом.

Сурово морское крещение.
Смирение – начало любви!
Осели солёные брызги
И тучи исчезли в дали.

И если ,житейские волны
Накроют нас бурей страстей,
Наш вечный заступник пребудет
Среди разъярённых морей.

Христианские традиции русского флота

Моряки – это всегда очень верующий народ, потому что их профессия неразрывно связана со стихией и многочисленными опасностями в которых […]

Моряки – это всегда очень верующий народ, потому что их профессия неразрывно связана со стихией и многочисленными опасностями в которых человеческих сил и умений не хватает, а военные моряки в особенности. Но даже на фоне последних выделяются военнослужащие русского ВМФ, славного многими христианскими традициями.

В преддверии Дня военно-морского флота России , вспомним на каком фундаменте вырос русский флот и как сильно он связан с Православием.

Начать хотя бы с главного – с корабельного флага, который является святыней для каждого военного. В русском военно-морсом флоте в качестве боевого знамени используется Андреевский флаг, введённый в самом начале XVIII столетия по указу Петра Великого и посвящённый святому апостолу Андрею Первозванному.

Читать еще:  Паисий святогорец о молитве

Андреевский флаг

Большие дела на Руси всегда начинались с обращения за покровительством к Богу. Когда в 1699 году Пётр I задумал создать флот и отвоевать у шведов жизненно важный для русской торговли выход к Балтийскому морю, обратиться за покровительством он решил к апостолу Андрею.

Первозванный ученик Христов считается покровителем рыбаков и представителей профессий, связанных с морем. Он был родом из галилейских рыбаков и его юность была неразрывно связана с плаваниями по Галилейскому морю (Геннисаретскому озеру), которое временами было довольно бурным.

В День Пятидесятницы, когда на апостолов сошёл Святой Дух и появилась Церковь, ученики Спасителя распределили между собой по жеребью страны, в которым им предстояло проповедовать. Здесь апостолу Андрею достались земли вокруг Чёрного моря – северный берег современной Турции, побережье Кавказа и Ставрополья, Крым и Болгария. В пути ему снова пришлось путешествовать на кораблях.

По Преданию, апостолу Андрею также довелось проповедовать и на берегах Днепра как раз в тех местах, где впоследствии была построена первая столица Руси – город Киев. Поэтому апостола Андрея в нашей стране особенно почитали.

После многолетних путешествий и благовестнических трудов апостол Андрей Первозванный оказался на территории современной Македонии, где за проповедь Евангелия местные власти распяли его на косом кресте. Так он принял мученическую смерть.

При подготовке Устава для флота Пётр I дал такое описание его будущего флага: “Флаг белый, поперёк этого имеется синий Андреевский крест, коим Россию окрестил он”. Таким образом, от самого своего основания русский флот был посвящён Богу и отдан под покровительство апостола Андрея.

Покровители моряков

Помимо святого апостола, у русского флота имеется ещё целый ряд небесных заступников, к которым моряки часто обращаются за помощью: святитель Николай, Мир Ликийских чудотворец, который пи жизни воскресил разбившегося насмерть матроса, упавшего с мачты, а после кончины в чудесных явлениях на водах успокаивал море или спасал тонущих мореплавателей от гибели; страстотерпец Климентий Нагорный (дядька цесаревича Алексея расстрелянный в Екатеринбурге), который при жизни был простым балтийским матросом – трудолюбивым, честным и верным; мученик Фока, который по Преданию жил в приморском городе Синоп (северо-восток современной Турции) в V веке и в ненастные ночи зажигал на морском берегу яркий костер, свет от которого помогал найти морякам верный путь к берегу; а также святой праведный адмирал Фёдор Ушаков.

“Благодарение Богу, при всех означенных боях с неприятелем и во всю бытность оного флота под моим начальством на море, сохранением Всевысочайшей благости ни одно судно из оного не потеряно и пленными ни один человек из наших служителей неприятелю не достался”, – писал в 1804 году адмирал Ушаков в докладной записке императору.

Этот праведный флотоводец провёл множество морских сражений и ни в одном из них не понёс поражения, но Церковью причислен к лику святых не за это, а за своё постоянное упование на помощь Божию, за искреннее усердие во всех порученных ему делах и за постоянную заботу о каждом человеке, находящемся под его командованием или в порученной ему зоне ответственности.

Каждое сражение, да и вообще каждое важное дело Федор Федорович Ушаков начинал с молитвы и причастившись в храме Святых Таинств. Перед боем он напутствовал своих моряков: «Идя в бой, читайте 26, 50 и 90 псалмы и вас не возьмет ни пуля, ни сабля!». Во время нахождения эскадры русских кораблей в Константинополе в 1798 году святой адмирал Ушаков вместе с послом России в Турции нанес визит константинопольскому патриарху Георгию V и только после его благословения начал освобождение греческих островов от французских оккупантов.

Как флаг и шканцы стали корабельной святыней

Поднятый флаг – это не просто зримый символ, обозначающий принадлежность корабля тому или иному флоту, но и сигнал неприятелю, указывающий на готовность экипажа отразить любую агрессию, направленную против их Родины. Пока флаг поднят, корабль жив и моряки сражаются, а значит флотоводец и боевые товарищи на других кораблях могут на них рассчитывать.

Читать еще:  Молитва о возвращении мужа в семью

Древним прообразом флага являлись церковные хоругви (знамёна), на которых часто вышивался лик Спасителя. Проще говоря, первые боевые знамёна – это иконы. Отсюда и отношение к ним, как к святыне. Кроме того, боевые знамёна и флаги перед передачей их на корабль обязательно приносят в храм, где священник с молитвой совершает над ними Чин освящения.

С древних времен существует традиция самым почетным местом на корабле считать шканцы – часть верхней палубы от грот-мачты до бизань-мачты. Связано это с тем, что именно здесь располагались во время корабельных молитв иконы Господа, Богородицы и святых. Также на шканцах на русских военных кораблях собиралась команда для чтения Морского устава, оглашались приказы и выносились приговоры суда.

При входе на шканцы все моряки от матроса до адмирала обязаны были снимать головной убор. Позднее снятие головного убора заменило совершение воинского приветствия путем кратковременного прикосновения к козырьку фуражки, обозначавшее готовность снять головной убор.

Строительство и наименование кораблей

Строительство части военных кораблей для русского флота всегда ведётся на пожертвования народа и различных организаций. В том числе верующих людей и Церкви. Эта традиция зародилась от самого основания русского флота, когда монастырям и купеческим кумпанством царём Петром было определено нести “корабельную повинность”. Некоторые архиереи и священники при этом проявили и частную инициативу в сборе пожертвований.

Например, святитель Митрофан Воронежский убеждал народ помогать царю всеми силами, а однажды передал государю 6000 рублей. Позже святитель Митрофан ещё несколько раз присылал царю деньги, приписывая: “на ратных”. Также жертвовал деньги на создание флота и Новгородский митрополит Иов.

В последующие столетия в годы войн священноначалие проводило по церквям особый кружечный сбор на создание и укрепление армии и флота. В том числе и эти средства дважды помогали стране воссоздавать флот после страшных поражений в Крымской и Русско-Японской войнах.

Во время Великой Отечественной войны в Фонд обороны верующие пожертвовали 300 000 000 рублей. На эти деньги строились танковая колонна “Дитрий Донской” и эскадрилья “Александр Невский”, но они же шли и на другие нужды, в том числе – создание или ремонт боевых кораблей. Сегодня традиция постройки части военных кораблей на пожертвования также живёт…

Наименование боевых единиц флота в честь святых или церковных праздников – тоже очень древний обычай. В русском флоте он присутствовал с момента его основания. Так, один из первых кораблей Петра Великого назывался “Гото Предистинация” – “Божье Предвидение”. В 1758 году был спущен на воду самый большой для того времени, боевой 100-пушечный корабль “Святой Дмитрий Ростовский”.

Корабли, находившиеся под командованием святого Адмирала Ушакова, также в основном носили названия, связанные с Церковью: “Рождество Христово”, “Мария Магдалина”, “Святой Владимир”, “Святой Павел”, “Преображение Господне”, “Святой Георгий Победоносец”, “Святой Андрей Первозванный”, “Амвросий Медиоланский” и другие.

В составе современного российского ВМФ находятся такие корабли, как: “Ярослав Мудрый”, “Адмирал Ушаков”, “Георгий Победоносец”, “Князь Владимир”, “Дмитрий Донской”, “Илья Муромец” и другие.

Духовное окормление моряков

Ещё одной традицией, зародившейся ещё в петровские времена и дошедшей до наших дней является военное духовенство. Пётр I ввел должности флотских обер-иеромонахов, права и обязанности которых были определены в Морском уставе.

Обер-иеромонахи освящали корабли при их закладке и спуске на воду, а также корабельные флаги и оружие военных моряков. Перед боем и после него они служили молебны, а во время сражения помогали раненым и ободряли оробевших матросов. В мирное время обер-иеромонахи обычно находились в пределах военно-морских баз, где совершали богослужения в гарнизонных храмах, специально отведённых для молитвы военнослужащих.

С начала 90-х годов Русская Православная Церковь вновь начала окормлять военнослужащих. В 2009 году был восстановлен институт военного духовенства и священники вновь появились в полках и на военных кораблях. Также восстановлены или построены гарнизонные храмы в расположении главных военно-морских баз.

Читать еще:  Молитва о здравии болящего матроне московской

Непобедимость русских моряков

Храбрость и стойкость русского солдата и, в особенности, русского матроса или морского пехотинца известна во всём мире. Ноне бывает храбрости у человека, который не знает кого он защищает и за что готов заплатить жизнью.

Воин, защищающий свое Отечество, должен знать, зачем он берет в руки оружие и когда и как он может его применять. Обоснованием для применения оружия должно быть не только требования воинского устава, но и нравственная оправданность его использования. Именно христианство дало русским воинам твёрдое понимание собственной правоты в деле защиты Родины, основанное на духовном опыте и придало военной службе характер высоконравственного служения.

В последнее воскресенье июля в России традиционно отмечается День военно-морского флота, который уже более 300 лет совершает великие открытия и гуманитарные миссии, но, главное, стоит на страже берегов Родины от любых угроз.

Поздравляем всех имеющих отношение к флоту с этим замечательным праздником и желаем им помнить, насколько тесно жизнь моряка связана с Церковью и с помощью Божией и не забывать молиться Господу во в любых обстоятельствах своей жизни. Он всегда готов укрепить, утешить и одарить своей милостью верующих в Него.

Покровители моряков

Святой Апостол Андрей Первозванный — нареченный этим именем, так как является первым, кого призвал к себе в ученики Господь. Был галилейским рыбаком, но оставил рыбацкий промысел и посвятил всего себя служению Господу. По Вознесению Иисуса Христа и сошествию на апостолов Духа Святого, прошел по многим странам, где доносил иноверцам слово Божие. Побывал на Святой Руси, где разрушал языческие капища, обращал язычников, а также их жрецов в христианскую веру, и воздвигал православные кресты. Проплыл на лодке вверх по могучему Днепру, предсказывая в будущем много церквей в стольном граде Киеве. Покровительствует всем, чья жизнь связана с морской профессией. Церковью Христовой поминается два раза в год — 13 июля (Собор славных и всехвальных 12-ти апостолов) и 13 декабря — день памяти.

Имя Святителя Николая, Угодника Божьего — прославлено в веках, множеством чудных исцелений от болезней, и дивных чудотворений во славу Господа и на благо верующим. Искренняя молитва пред образом Николая Чудотворца, всегда помогает решить сложные проблемы, которые, порою невозможно решить земными способами. Согласно Святому Писанию, Угодник Божий Николай, спас корабль во время бури на море, и всех моряков, находившихся на том корабле. Дни памяти 22 мая (Никола Вешний), и 19 Декабря (Никола зимний).

Довольно редкая, но глубоко почитаемая верующими Икона «Спасение утопающего Апостола Петра» — покровительствует всем, чья жизнь связана с морем. Пред образом на данной иконе пристало молиться о защите от всяческих неприятностей на воде, от кораблекрушений и потопления. Данную икону необходимо иметь в каждом доме, в котором проживает моряк, или рыбак. Празднования в честь иконы «Спасение утопающего Апостола Петра», православной церковью проводятся — 29 января, а также 12 и 13 июля.

Преподобный Зосима игумен Соловецкий — родился в Новгородской губернии, в обеспеченной семье. По достижению совершеннолетия, решил служить Иисусу Христу, раздал свое немалое имущество нуждающимся, принял постриг и отправился на поиск уединенного места. В поисках отшельнического места жительства, повстречался с такими же подвижниками, как и сам — Германом и Савватием, и они вместе, совершив морское плавание добрались до Соловецких островов, где Святой Зосима провел свою благочестивую жизнь, основав монашескую обитель. Согласно христианскому преданию, Святой Зосима с преподобным Савватием, явился терпящим бедствие морякам, и спас их от неминуемой смерти в морской пучине. Церковью поминается — 30 апреля, 21 и 22 августа.

Еще одна из икон, покровительствующая далеким морским плаваниям — икона святителей Николая Чудотворца и Спиридона Тримифунтского, держащих лодку.

Источники:

http://www.stihi.ru/2015/12/27/9531
http://pravoslavie.fm/armi/hristianskie-traditsii-russkogo-flota/
http://www.glavikona.ru/stati/svyatye-pokroviteli-professiy/pokrovitelya-moryakov

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector