Последование ко святому причастию

Последование ко Святому Причащению: каноны и православные молитвы

История таинства Евхаристии

Первое Причастие совершилось в Сионской горнице, когда причащались святые апостолы, что описано в cвятом Евангелии. В Великий четверг перед своим арестом и смертной казнью Иисус Христос на Тайной Вечере даровал людям таинство Евхаристии. Спаситель благословил хлеб, собственноручно преломил его и дал ученикам со словами «Приимите, ядите, сие есть Тело Мое». В этот момент хлеб уже был не просто хлебом, а стал истинно Телом Христовым. Затем взяв чашу виноградного вина, возблагодарив Отца Небесного, Христос подал и ее апостолам, говоря: «Пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов».

Господь принес в жертву за людей самого себя. Он дал апостолам Свою Плоть и Кровь, а уже на следующий день Его обрекли на страдания. Завершив причастие учеников, Спаситель заповедал им: «Сие творите в Мое воспоминание». С тех пор Евхаристия совершается во всех православных храмах. Этого великого таинства лишены еретики, считающие себя христианами, например, католики и протестанты, так как еретические таинства не действительны.

Таинство Причастия в Церкви

Православный – это не просто человек, который верит в существование Бога. Истинно православные люди находятся в благодатном общении с Господом. В Таинстве Евхаристии человек приобщается к Святымх Дарам, соединяется с Христом. Древние христиане не могли представить не причащающегося христианина, это было противоестественно. Для Великого Таинства люди собирались, даже если им угрожала смерть.

Известны случаи, когда по маловерию людей им даровалось чудо – хлеб и вино, под видом которых православные принимают Тело и Кровь Спасителя, действительно становились мясом и кровью. В частности, об этом свидетельствует всемирно известное Ланчанское чудо. Оно совершилось в VIII веке в городе Ланчано, Италия. Это было до Великой Схизмы. Разделения на католиков и православных еще не было.

Видео «Покаянный канон к Иисусу Христу, Божией Матери и Ангелу Хранителю»

В этом видеосюжете представлена аудиозапись молитвенного обращения.

Основные правила подготовки к Евхаристии

Кратко о подготовке к Таинству можно прочесть в молитвослове. Этот раздел обычно размещают после Последования ко Святому причащению.

Готовясь ко Причастию, следует быть особенно внимательным к следующим действиям:

  • домашняя молитва;
  • посещение храмовых богослужений;
  • пост;
  • душевное состояние, поведение;
  • покаяние, исповедь;
  • поведение во время Причастия и после него.

Готовясь к Таинству, нужно по возможности посещать все богослужения, которые буду проходить в храме. Обязательно нужно участвовать в вечерней службе накануне завтрашнего причастия. Следует читать утреннее и вечернее правило, а также по одному канону в день.

Важно следить за своими мыслями и чувствами, не допускать обид, раздражения, ссор, гордости, тщеславия. Нельзя удерживать в себе плохие и злые мысли даже на минуту. В этом поможет непрестанное мысленное чтение Иисусовой молитвы. В дни подготовки человек отказывается от любого рода развлечений и интимных отношений.

Во время подготовки нужно примириться с ближними, всех простить, ни на кого не держать зла. Важно осознать свои грехи, свое недостоинство, искренне покаяться. Исповедь проводится на вечерней службе накануне Причастия или утром непосредственно перед ним.

Три совмещенные канона ко Причастию

Усилив домашнюю молитву, нужно ежедневно читать по одному канону. Так, если причастие будет в воскресный день, то в среду нужно прочесть «Канон покаянный ко Господу», в четверг – «Молебный ко Пресвятой Богородице», в пятницу – «Ангелу-Хранителю». В субботу читаются все три канона вместе. Существует практика совмещения их в один. Тогда песни канона читаются поочередно из каждого из них, некоторые стихиры и тропари опускают.

В молитвослове каноны могут быть раздельными или совмещенными в один. Если совмещенного нет, а человек боится допустить ошибку при самостоятельном совмещении, можно их прочесть полностью один за другим.

Молитвы ко Святому Причащению

После трех канонов нужно прочесть особое Последование ко Святому Причастию. Оно включает в себя псалмы, канон и ряд молитв ко Господу. Существует практика раздельного чтения Последования. Начало и канон читается вечером, а молитвы утром. Можно прочесть все Последование сразу вечером, но после этого уже нельзя есть и пить. В конце правила размещены стихи и тропари, которые нужно читать, уже подходя причащаться.

Читать еще:  Какому святому молиться о работе

После трех канонов нужно прочесть особое Последование ко Святому Причастию

Кроме канонов и последования, можно прочесть акафист Иисусу Сладчайшему и/или акафист ко Святому Причащению.

Все молитвы печатаются на церковнославянском языке, но русскими буквами. Перевод молитвенных правил на русский язык недопустим. Молитвы из правила ко Причастию обращаются к самому Господу, а не святому.

Евхаристия – величайшее Таинство Церкви. Чтобы к нему приступить, нужно тщательно подготовиться. Еще апостол Павел заповедовал испытывать себя, указывая, что из-за недостойной подготовки люди болеют и умирают.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Православная Жизнь

Main menu

Вы здесь

Как правильно подготовиться ко Святому Причащению: читать ли последование ко Причащению и каноны, соблюдать ли особый пост

О должном понимании Устава и традицийАндрей Музольф, преподаватель Киевской духовной семинарии.

– Андрей, самое главное Таинство в Церкви – это Таинство Евхаристии. Как часто можно приступать к нему?

– Современный православный богослов митрополит Диоклийский Каллист (Уэр) на вопрос о том, насколько часто нужно причащаться, однажды заметил: «Лично я поддерживаю частое причащение. Частое – но не легкомысленное или небрежное. Частое – но всегда с должной подготовкой». Что же в данном случае понимается под должной подготовкой?

Церковное Предание неоднократно говорит нам: сколько бы человек ни готовился, как бы он ни постился, все равно он не станет поистине достойным причастником Тела и Крови Христовых. Именно наш грех делает нас недостойными участниками сего Небесного Таинства. Но в то же время именно потому, что каждый из нас грешен, мы и должны причащаться как можно чаще, чтобы попытаться победить в себе свой грех. Грех, по словам преподобного Исаака Сирина, – это болезнь, и если мы хотим преодолеть в себе ту или иную болезнь, то должны как можно чаще прибегать к лекарствам, а главное лекарство против греха – это Евхаристия. Священномученик Ириней Лионский так и говорит: Евхаристия – это единственное лекарство Бессмертия, и в зависимости от того, как мы к нему прибегаем, таковым и будет наше бессмертие.

Кроме того, Евхаристия – это наша духовная пища, и потому, если мы хотим жить духовно, то должны как можно чаще питаться ею. Господь сказал: «Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Ин. 6:53–54).
Причастие, по замечанию одного современного богослова, вовсе не награда, предназначенная исключительно для святых, но, прежде всего, – это помощь для грешников. Мы должны стараться причащаться как можно чаще вовсе не потому, что мы такие хорошие и достойны этого, а оттого, что без Причастия духовной жизни нет и быть не может. Причастие – не то, что мы заслужили, Причастие – это то, что Бог дарует нам по Своей великой любви и милости.

Согласно установившейся в нашей Церкви традиции, участие в Таинстве Евхаристии должно предваряться участием в другом Таинстве – Таинстве Исповеди. Так, еще святой апостол Павел писал: «Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет от чаши сей» (1 Кор. 11:17–34). Мы должны помнить о том, что, приступая к Святым Тайнам, участвуем ни в чем ином, как в Божественной жизни, мы становимся причастны тому, что, по слову одного церковного писателя, является дивным даже для самих Ангелов Божиих. А потому каждому нужно понимать, насколько велик и значителен наш выбор, следовательно – и наша ответственность в этом деле.

– Нужен ли особый пост перед Причащением?

– Если мы посмотрим на правила Древней Церкви, то нигде не найдем требований особого (например, трехдневного, как принято это сейчас) поста перед принятием Таинства Евхаристии. В церковных канонах говорится только о хранении поста в среду и пятницу, в них идет речь о многодневном посте Святой Четыредесятницы (69-е Апостольское правило), но ничего не сказано об особом посте перед Причастием. Подобная ситуация объясняется тем, что евхаристический пост (от 1 дня – до недели) – это практика более позднего времени: когда люди чаще причащались, например, хотя бы раз в неделю, никто от них не требовал особого поста перед Причастием. Когда же в силу охлаждения духовной ревности христиане перестали часто прибегать к спасительным Таинствам, именно тогда и был введен особый пост перед Евхаристией, чтобы как можно лучше настроить человека (прежде всего духовно) на принятие Тела и Крови Христа.

Читать еще:  Псалом на удачу

Относительно уставных предписаний, касающихся участия в Евхаристии, можно указать только некоторые правила Карфагенского и Трулльского Соборов, предписывающих Причащение натощак, а также правило Тимофея Александрийского, который определяет необходимость супружеского воздержания накануне Причащения.

Таким образом, мы видим, что практика трехдневного поста перед Причащением Святым Тайнам Христовым начинается с того времени, когда люди, к сожалению, стали причащаться все реже и реже. В Синодальную эпоху был даже установлен «обязательный минимум» причащения для православных христиан – не менее раза в год. Данное постановление может свидетельствовать только об одном: неимоверном упадке уровня духовной жизни православных. И если во времена святителя Василия Великого было нормой участвовать в Таинстве Евхаристии 3-4 раза в неделю (как пишет об этом сам святитель), то столь значительное снижение причастников за Литургией просто пугает. Оно говорит только об одном: о нежелании человека вступить в общение со своим Богом.

– Согласно Уставу, есть ряд молитв перед Причастием, которые должен совершить человек, прежде чем он приступит к этому Таинству: последование и три канона. Так ли это? Когда возникла такая традиция?

– Исторически последование ко Причащению в нынешнем его виде сформировалось только в XIII–XIV веках. До этого же, в трудах тех или иных отцов Церкви, мы можем наблюдать только некоторые его элементы: молитвы, псалмы, каноны. Подобное явление объясняется, прежде всего, тем, что, как мы уже отметили ранее, в то время, когда христиане приступали к Чаше чаще одного раза в неделю – в особом последовании к Таинству не было необходимости, ведь человек и так старался часто пребывать в молитве как общении с Богом. И только когда причастие стало более редким в жизни человека, стали появляться особые последования для приготовления к нему.
Так, по замечанию одного церковного исследователя данного вопроса, если человек большую часть церковного года не живет церковной жизнью, не соблюдает посты, установленные Церковью, не имеет опыта домашней келейной молитвы, для него будет полезным провести определенную духовную работу над собой, перед тем как причаститься.

К сожалению, несмотря на то, что современные достижения техники упростили жизнь человека и, казалось бы, высвободили для него таким образом больше свободного времени, мы все же не стремимся посвятить это время «единому на потребу» – духовной жизни. Мы все меньше и меньше ходим в храм, все реже и реже стремимся к Святым Таинствам, все меньше и меньше насыщаем свою душу «насущным хлебом» – Святой Евхаристией. Именно этим и объясняется то, что перед Причащением мы призываемся к сугубой молитве – особому последованию к Божественному Причащению, исполнение которого нужно, прежде всего, для того, чтобы настроить человека на молитву, подготовить его к принятию величайшего Таинства, Таинства воссоединения с Богом.

– Как уберечься при частом Причащении от привыкания, чтобы не приступать равнодушно?

– Многие христиане, пытаясь оправдать себя в редком Причащении, объясняют его тем, что якобы боятся свести это Таинство к некому обыденному уровню, боятся, так сказать, «привыкнуть» к нему. Подобный подход, по словам святых отцов, – это только уловка диавола. Святитель Василий Великий говорит: человек никогда не станет более достойным причастником только от того, что будет реже причащаться.

Один современный богослов как-то сказал, что главная проблема Православия – это когда священник выходит с Чашей к людям и обращается к ним: «Тело Христово приимите, Источника бессмертнаго вкусите», а народ отказывается от Него. Таким образом, мы наблюдаем следующую ситуацию: Господь становится Человеком, приносит Себя в Жертву за грехи каждого из нас и дает нам возможность обожиться через причащение Его Святым Телу и Крови, а мы – отходим от Него и как бы говорим Ему: «Не сегодня, я не готов, давай в следующий раз!» Христос в Евхаристии преподает нам Самого Себя, а мы вместо того, чтоб радоваться такой возможности, отворачиваемся от Него.

Как можно уберечься от «привыкания к Богу»? Да и нужно ли это делать? Вопрос здесь в другом: каждый из нас должен помнить, к Кому он приступает в Евхаристии. Мы не должны бояться привыкнуть ко Христу, но нам следует бояться профанировать Его Дары. А для этого каждый из нас перед Причащением повторяет слова молитвы: «Верую, яко сие есть самое Пречистое Тело Твое и сия есть самая Честная Кровь Твоя».

Читать еще:  Георгий победоносец покровитель кого

– Откуда взялись Благодарственные молитвы по Святом Причащении?

– Святой апостол Павел в одном из своих Посланий обращается ко всем христианам: «Непрестанно молитесь, за все благодарите» (1 Фес. 5:17–18). Если апостол призывает нас благодарить за все благодеяния Божии к нам, независимо от того, видим мы их или нет, то тем более мы должны благодарить Его за то, что Он дал нам возможность спастись, вырвавшись из власти греха и смерти.

Святитель Иоанн Златоуст замечает: «Ничто так не приятно Богу, как душа признательная и благодарная». По словам одного христианского писателя, подлинно христианское воспитание заключается вовсе не в том, чтобы научить человека тем или иным истинам; подлинно христианское воспитание – это научить человека говорить «спасибо!» И если мы еще благодарим Бога за Его преизобильную милость и любовь к нам, значит у нас еще есть надежда на то, что мы сможем стать хоть чуточку лучше и ближе к Своему Создателю, ведь, по мысли преподобного Ефрема Сирина, благодарение необходимо вовсе не Богу – Бог и так вседоволен – оно необходимо нам, потому что размягчает наше сердце и делает нашу душу удобопреклонной к переменам в лучшую сторону.

Последование ко Святому причастию. Суть таинства

Таинство, на котором человек исповедуется, вкушает вино и хлеб, символизирующие кровь и плоть Христову, называют причастием. Именно на причастии православный христианин воссоединяется с Богом и получает право на вечную жизнь. Но чтобы этот обряд был полным и правильным, необходимо включить в свои молитвы последование ко Святому причастию.

Что же такое причастие, история его возникновения

Во время тайной вечери Иисус Христос повелел своим ученикам искушать благословенный им хлеб и выпить вина. Свои действия он объяснил тем, что это нужно проводить регулярно, чтобы верующие смогли очиститься от совершенных грехов.

Сейчас в храмах каждому христианину нужно обязательно хоть раз в жизни совершить это таинство, ведь именно так мы спасем свою душу.

  • благословенные хлеб и кровь становятся кровью и телом Христа;
  • эти продукты являются не материальной пищей, а духовной;
  • отведав их, вы обретете вечную жизнь и получите отпущение грехов.

Если вы решили пройти причастие, необходимо заранее подготовиться к этому таинству:

  • провести обряд покаяния;
  • большую часть свободного времени проводить в молитвах;
  • посещать церковь и присутствовать на службах;
  • соблюдать пост.

Совершить причастие может только тот человек, который живет по христианским законам и придерживается основных заветов. И самое главное, православный должен искренне желать покаяться и соединиться со Всевышним.

Чтение последования к причастию

Перед тем, как совершить таинство, следует подготовиться. Для этого нужно знать молитвы и каноны, которые входят в последование к причастию.

Каноны должны быть прочитаны вечером, перед тем, как идти на таинство. Всего их 3:

  • канон покаяния;
  • канон молебного ко Пресвятой Богородице;
  • канон Ангелу-хранителю.

В Пасху данные каноны последовательно меняют на пасхальные. Если по какой-то причине вы не смогли их прочитать, ничего страшного. Но те, кто все же произнес их накануне, становятся духовно выше.

Также обязательно перед этим поститься. Священник может даже продлить пост до 7 дней. Это не только употребление постной пищи и воды, а также телесное и духовное воздержание. Нельзя смотреть увеселительные передачи и посещать развлекательные мероприятия. За сутки перед этим нужно отказаться от приема пищи и выполнения супружеского долга.

Обязательно перед причастием нужно прийти на исповедь. Не таясь, расскажите святому отцу обо всех совершенных грехах, ведь священник — это свидетель ваших грехов, именно через него они доносятся до Бога.

Перед непосредственным совершением таинства читаются утренние молитвы.

Поведение у святой чаши

Чтобы причастие принесло покой и умиротворение, нужно правильно и без суеты выполнять основные правила причащения:

  • при открытии ворот, следует перекреститься и сложить руки крестом:
  • подходить к чаше следует справа;
  • соблюдайте очередность причащения. Сначала служители церкви, потом дети, мужчины и последние — женщины;
  • произнесите четко свое имя, возьмите хлеб и вино;
  • нельзя трогать чашу и целовать образа, пока вы не съедите всё, что есть у вас во рту;
  • причащаться дозволяется только 1 раз в день;
  • запрещено в день совершения таинства падать на колени.

После завершения таинства обязательно произнесите молитвы в храме или у себя дома. Начните с молебного канона. Не уходите из церкви до тех пор, пока не завершится богослужение.

Последование ко Святому причастию — очень важное таинство для любого верующего. После его завершения душа становится чистой и невинной. Если церемония прошла правильно, то вы сразу же ощутите рядом с собой присутствие Господа, неземное блаженство и покой.

Источники:

http://moimolitvy.ru/duhovnaya-zhizn/posledovanie-ko-svyatomu-prichascheniyu-2988/
http://pravlife.org/ru/content/kak-pravilno-podgotovitsya-ko-svyatomu-prichashcheniyu-chitat-li-posledovanie-ko
http://religiya.temaretik.com/1181830412350261388/posledovanie-ko-svyatomu-prichastiyu-sut-tainstva/

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector