Великомученик георгий победоносец

ГЕОРГИЙ ПОБЕДОНОСЕЦ

Память 23 апреля в день кончины [1], 3 ноября в день обновления Георгиевского храма в Лидде в IV в., 10 ноября в память колесования (Груз.), 26 ноября в день освящения Георгиевской церкви в Киеве в 1051 г. (Рус. — «Юрьев день»)

Родился в 280 году [2] в Каппадокии [3], в знатной семье язычника Геронтия и христианки Полихронии. Мать воспитала Георгия в христианской вере. Однажды, заболев горячкой, Геронтий по совету сына призвал имя Христа и исцелился [4]. С этого момента он также стал христианином, и вскоре сподобился принять мучения и смерть за свою веру. Это произошло, когда Георгию было 10 лет [5]. Овдовевшая Полихрония переселилась с сыном в Палестину, где была её родина и богатые владения.

Поступив в 18 лет на военную службу, Георгий выделялся среди прочих воинов своим умом, храбростью, физической силой, воинской осанкой и красотой. Достигнув вскоре звания трибуна, он проявил такую храбрость в бою, что обратил на себя внимание и сделался любимцем императора Диоклетиана — талантливого правителя, но фанатичного приверженца языческих римских богов, учинившего одно из жесточайших гонений на христиан. Ещё не знавший о Христианстве Георгия, Диоклетиан почтил его саном комита и воеводы.

С того времени как Георгий убедился, что неправедный замысел императора об истреблении христиан не может быть отменён, он решил, что настало время, которое послужит ко спасению его души. Тотчас он раздал всё свое богатство, золото, серебро и драгоценные одежды нищим, бывшим при себе рабам даровал свободу, а о тех рабах, которые находились в палестинских его владениях, распорядился, чтобы одни из них были освобождены, а другие переданы неимущим. После этого он явился на совещание императора и патрициев об истреблении христиан и мужественно обличил их в жестокости и несправедливости, объявив себя христианином и приведя сборище в смятение.

Когда великомученик Георгий пребывал в темнице, к нему приходили люди, от его чудес уверовавшие во Христа, давали страже золото, припадали к ногам святого и наставлялись им во святой вере. Призыванием имени Христова и крестным знамением святой исцелял и больных, во множестве приходивших к нему в темницу. Среди них был и земледелец Гликерий, чей вол разбился до смерти, но был возвращён к жизни по молитве святого Георгия.

В конце концов император, видя, что Георгий не отрекается от Христа и приводит всё больше людей к вере в Него, решил устроить последнее испытание и предложил ему стать своим соправителем, если тот принесёт жертву языческим богам. Георгий проследовал с императором в капище, но вместо жертвоприношения изгнал оттуда бесов, обитавших в статуях, отчего идолы сокрушились, а собравшийся люд набросился на святого в ярости. Тогда император приказал отрубить ему мечом голову. Так святой страдалец отошел ко Христу в Никомидии 23 апреля 303 года [6].

Мощи и почитание

Слуга Георгия, записывавший все его подвиги, также получил от него завет предать его тело погребению в родовых палестинских владениях. Мощи святого Георгия положили в палестинском городе Лидда, в храме, получившем его имя, глава же его хранилась в Риме в храме, тоже посвященном ему. Святитель Димитрий Ростовский добавляет, что в Римском храме также сохранялись его копьё и хоругвь. Десница святого ныне пребывает на Афоне в монастыре Ксенофонт в серебряной раке.

Великомученика Георгия за мужество и за духовную победу над мучителями, которые не смогли заставить его отказаться от христианства, а также за чудодейственную помощь людям в опасности, стали называть Победоносцем.

Святой Георгий прославился своими великими чудесами, из которых самым знаменитым является его чудо о змие. По преданию, недалеко от города Бейрута [7] в озере жил змей, который часто пожирал людей той местности. Суеверные жители для утоления ярости змея начали регулярно по жребию отдавать ему на съедение юношу или девицу. Однажды жребий выпал на дочь правителя. Её отвели к берегу озера и привязали, где она в ужасе стала ожидать появления чудовища. Когда же зверь стал приближаться к ней, вдруг появился на белом коне светлый юноша, поразил копьём змея и спас девицу. Этим юношей был святой Георгий, своим явлением прекративший жертвоприношения и обративший ко Христу жителей той страны, до этого бывших язычниками.

Чудеса святого Георгия послужили поводом к почитанию его покровителем скотоводства и защитником от хищных зверей. Георгий Победоносец также издавна почитался как покровитель воинства. «Чудо Георгия о змие» — излюбленный сюжет в иконографии святого, который изображается верхом на белом коне, копьем поражающим змея. Этот образ также символизирует победу над диаволом — «древним змием» (Откр. 12, 3; 20, 2).

В Грузии

Вместе с Пресвятой Богородицей, мученик Георгий считается небесным покровителем Грузии и является у грузин самым почитаемым святым. Во многих языках Грузия называется «Георгией», и широко распространена версия о том, что это имя было дано Иверии именно в честь святого Победоносца.

По преданию, сохраняемому Грузинской Православной Церковью, святая равноапостольная Нина, просветительница Грузии была двоюродной сестрой святого Георгия. Она особо почитала его, установила праздновать день его колесования и завещала новообращённым грузинам любить великого святого. Первый храм в честь святого Геогрия был построен в Грузии уже в 335 году царём Мирианом на месте погребения святой Нины, а с IX века строительство церквей в честь Георгия стало массовым. В сражениях его часто наяву видели среди грузинского войска. Большинство грузинских церквей, особенно сельских, возведены в его честь, так что каждый день в Грузии праздновался день святого великомученика Георгия, связанный с какой либо из церквей его имени, или с его иконой, или же с чудом Победоносца.

Георгиевский крест украшает грузинский флаг. Впервые он появился на грузинских знамёнах при святой царице Тамаре.

В Арабских странах

Особенным почитанием святой Георгий пользуется в арабских землях, с которыми связаны предания о многих его чудесах, начиная с чуда о змие. Ещё одно примечательное чудо, получившее отражение в характерной местной иконографии святого, это чудо в Рамеле. Некий сарацин выстрелил в икону святого Георгия из лука, после чего у него опухла и стала нестерпимо болеть рука, так что он умирал от боли. Христианский священник посоветовал сарацину на ночь возжечь перед иконой святого Георгия лампаду, а утром помазать руку маслом из лампады. Сарацин послушался, а когда рука чудесно исцелилась, уверовал во Христа. Другие сарацины за это предали его мученической смерти. Этот уверовавший сарацин, даже имя которого не дошло до нас, изображается в местном варианте иконы чуда о змие как маленькая фигура с лампадой в руках, сидящая на крупе коня позади святого Георгия. Такой образ святого Георгия распространен не только среди местных православных, но также и среди коптов [8]. Он также перекочевал в Грецию и на Балканы.

Читать еще:  Молитва об усопших родственниках

На Руси

На Руси особое почитание великомученика Георгия распространилось с первых лет по принятии Христианства. Благоверный князь Ярослав Мудрый, во святом крещении Георгий, следуя благочестивому обычаю русских князей основывать храмы в честь своих ангелов-хранителей, положил начало храму и мужской обители в честь великомученика Георгия. Храм находился перед вратами Святой Софии в Киеве, на его строительство князь Ярослав затратил большие средства, в возведении храма принимало участие большое число строителей. 26 ноября 1051 года храм был освящен святителем Иларионом, митрополитом Киевским, и установлено ежегодное празднование в честь этого события. В «Юрьев день», как его стали называть, или на «осеннего Георгия» до времён царствования Бориса Годунова крестьяне могли свободно переходить к другому помещику.

Изображение всадника, поражающего змия, известное на русских монетах с раннего времени, впоследствии стало символом Москвы и Московского государства.

В дореволюционное время в день памяти святого Георгия жители русских деревень в первый раз после холодной зимы выгоняли скот на пастбище, совершив молебен святому великомученику с окроплением домов и животных святой водой.

В Англии

Святой Георгий — покровитель Англии со времён короля Эдмунда III. Английский флаг представляет собой Георгиевский крест. Английская литература неоднократно обращалась к образу святого Георгия как воплощения «старой доброй Англии», в частности в известной балладе Честертона.

Молитвословия

Я́ко пле́нных свободи́тель/ и ни́щих защи́титель,/ немощству́ющих вра́ч,/ царе́й побо́рниче,/ победоно́сче великому́чениче Гео́ргие,/ моли́ Христа́ Бо́га// спастися душам нашим.

Ин тропарь, глас тот же

По́двигом до́брым подвиза́лся еси́,/ страстоте́рпче Христо́в,/ ве́рою и мучи́телей обличи́л еси́ нечестие,/ же́ртва же благоприя́тна Бо́гу прине́слся еси́./ Те́мже и вене́ц прия́л еси́ побе́ды/ и моли́твами, свя́те, твои́ми// все́м подае́ши прегреше́ний проще́ние.

Кондак, глас 4 (Подобен: Вознесыйся:)

Возде́лан от Бо́га, показа́лся еси́/ благоче́стия де́латель честне́йший,/ доброде́телей рукоя́ти собра́в себе́:/ се́яв бо в слеза́х, весе́лием жне́ши,/ страда́льчествовав же кро́вию, Христа́ прия́л еси́/ и моли́твами, свя́те, твои́ми// все́м подае́ши прегреше́ний проще́ние.

Кондак из службы Обновления храма святого Георгия в Лидде, глас 8 (Подобен: Взбранной:)

К возбра́нному и ско́рому заступле́нию Твоему́/ прибе́гше, ве́рнии,/ мо́лим изба́витися, страстоте́рпче Христо́в,/ от собла́зн вра́жиих воспева́ющим тя́,/ и вся́ких бе́д, и озлобле́ний, да зове́м:// ра́дуйся, му́чениче Гео́ргие.

Тропарь из службы освящения церкви вмч. Георгия в Киеве, глас 4

Дне́сь блажа́т тя́ ми́ра концы́,/ Боже́ственных чуде́с испо́лншеся,/ и земля́ ра́дуется, напи́вшися кро́ве твоея́./ Христоимени́тии же лю́дие гра́да Ки́ева/ освяще́нием Боже́ственнаго хра́ма твоего́/ ра́достию возвесели́шася,/ страстоте́рпче Гео́ргие,/ сосу́де избра́нный Свята́го Ду́ха, уго́дниче Христо́в./ Его́же моли́ с ве́рою и мольбо́ю приходя́щим во святы́й тво́й хра́м/ да́ти очище́ние грехо́в,// умири́ти ми́р и спасти́ ду́ши на́ша.

Кондак из службы освящения церкви вмч. Георгия в Киеве, глас 2 (Подобен: Твердый:)

Боже́ственнаго и венцено́снаго великому́ченика Христо́ва Гео́ргия,/ на враги́ побе́ду взе́мшаго одоле́ния,/ соше́дшеся ве́рою во освяще́нный хра́м, восхва́лим,/ его́же благоволи́ Бо́г созда́ти во и́мя его́,// Еди́н во святы́х почива́яй.

Использованные материалы

  • Свт. Димитрий Ростовский, Жития Святых:
    • http://ru.wikisource.org/wiki/Жития_святых_(Димитрий_Ростовс. /23
    • «Великомученик Георгий Победоносец» // Православие.ru
  • http://days.pravoslavie.ru/Life/life6523.htm
    • «Освящение церкви святого великомученика Георгия в Киеве» // Православие.ru
  • http://days.pravoslavie.ru/Life/life3228.htm
  • Березин, И. Н., Русский энциклопедический словарь, Том V, Санкт-Петербург, 1875.
  • Сегень А. Ю., «Египет — вторая родина Христа» (продолжение — «Коптские иконы»), Православная газета. Екатеринбург, 2007, № 9:
    • http://orthodox.etel.ru/2007/09/egipet.htm
  • Минея-апрель, ч. 2. Изд. Московской Патриархии, сс. 142, 149:
    • http://files2.regentjob.ru/minea/apr2/apr2142.html — тропари
    • http://files2.regentjob.ru/minea/apr2/apr2149.html — кондак
  • Минея-ноябрь, ч. 1. Изд. Московской Патриархии, с. 67:
    • http://files2.regentjob.ru/minea/nov1/nov167.html — кондак на освящение церкви в Лидде
  • Минея-ноябрь, ч. 2. Изд. Московской Патриархии, с. 391, 395:
    • http://files2.regentjob.ru/minea/nov2/nov2391.html — тропарь на освящение храма в Киеве
    • http://files2.regentjob.ru/minea/nov2/nov2395.html — кондак на освящение храма в Киеве

[1] В новостильной Болгарской Церкви его память («Гергьовден, Ден на храбростта и българската армия») празднуется в этот же день — 6 мая н. ст. См. Месяцеслов на официальном сайте Болгарской Патриархии, http://bg-patriarshia.bg/calendar.php?month=04 ; «Църковен календар, жития и проповеди» на болгарском сайте «Православие», http://www.pravoslavieto.com/1/calendar.htm#4 .

[2] «Ὁ Ἅγιος Γεώργιος ὁ Μεγαλομάρτυρας ὁ Τροπαιοφόρος», страница греческого сайта ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Большой месяцеслов), по кн.: Αγαθάγγελος (Χαραμαντίδης), Επ. Φαναρίου, ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Епископ Фанарийский Агафангел, «Синаксарь Православной Церкви»), Αποστολικής Διακονίας της Εκκλησίας της Ελλάδος, http://www.synaxarion.gr/gr/sid/2743/sxsaintinfo.aspx .

[3] Так в «Житиях» святителя Димитрия Ростовского. По другим данным — в городе Белит (ныне Бейрут), у подножия Ливанских гор. См. http://days.pravoslavie.ru/Life/life6523.htm

[4] Виноградов А. Ю. Георгий. Раздел «Мученичество» // Православная энциклопедия, т. 10, с. 665-692, http://www.pravenc.ru/text/162188.html .

[5] «Память святого великомученика Георгия Победоносца . » // Синаксарь. Жития святых Православной Церкви. Автор-составитель иеромонах Макарий Симонопетрский. Адаптированный перевод с французского. В 6 тт. — М.: Издательство Сретенского монастыря, 2011. — Т. IV. — С. 658.

[6] По другим данным, включая житие у свт. Димитрия Ростовского, — 304 года.

[7] в соответствии с этой традицией святой родился в этих местах, а не в Каппадокии.

При его упоминании сразу всплывает образ воина на коне, пронзающего копьем змия. Тем более, что такое изображение Георгия Победоносца присутствует на древнем гербе Москвы. Но есть и другие его иконы. На одних он в доспехах, с копьем и мечом предстает как мужественный воитель и праведник. На других воинских атрибутов уже нет, это красивый молодой человек с тонкими аристократическими чертами. Его лицо выражает уверенность в однажды избранном пути, достоинство и спокойствие. Георгий Победоносец иногда изображается на иконах вместе с другими святыми воинами, чаще всего с Димитрием Солунским.

О чем ему молятся

Святой Георгий – в первую очередь покровитель воинов и всех, кто оказался в зоне военных действий и подвергается опасности. А также заступник для родных и близких тех, кто служит в армии. Кроме того? считается, что святой Георгий покровительствует людям, связанным с сельским хозяйством. Ему молятся:

  • О защите от врагов и от людской злобы
  • Об избавлении от разных напастей
  • Об утешении в бедах и о поддержке в тяжелых жизненных ситуациях
  • Об обретении мира, в том числе мира в душе
  • О плодородии земли и сохранении урожая
  • О здоровье и плодовитости скота
  • О защите от природных стихий
  • Об излечении от тяжелых недугов
  • О помощи в поиске правильного пути в жизни
  • Об укреплении в вере

В молитве нужно обращаться не к иконе, а к тому, кто на ней изображен, в данном случае к святому Георгию. Просить о чем-то следует с искренней верой в силу Божию, тогда молитва будет услышана.

Читать еще:  Молитва чтобы парень влюбился

Кем был святой Георгий

Святой Георгий был высокопоставленным римским офицером, который жил на стыке III и IV веков. То есть во времена правления императора Диоклетиана, знаменитого своими гонениями на христиан. Святой Георгий родился в аристократической семье в небольшом палестинском городке Лидда (сейчас это израильский город Лод). Он воспитан был в христианской семье. Достаточно сказать, что его двоюродная сестра святая равноапостольная Нина известна тем, что обратила в православную веру Грузию. Именно она установила 23 ноября как день его памяти, который до сих пор является одним из важных праздников в Грузии.

Известна легенда о том, как святой Георгий поразил змия. Находясь по делам службы на территории современного Ливана или Западной Сирии, он приехал в один большой город (историки спорят о том. что это был за город). Там он узнал, что неподалеку находится болотистое озеро, объявленное местными языческими жрецами священным. На берегах его поселилось некое рептилеобразное чудовище, которому приносят человеческие жертвы. И когда в очередной раз язычники отправились туда, чтобы скормить чудищу выбранную по жребию девушку, святой Георгий выступил в качестве сопровождающего лица. А в самый патетический момент, когда чудовище выползло из болота, неожиданно в одиночку вступил в поединок с ним и убил «змию люту». Тем, что он низверг языческое священное чудище во славу Господа, он заслужил великую любовь местных жителей, многие из которых после этого крестились.

Но главный подвиг святого Георгия состоял вовсе не в этом. Достигнув звания тысяченачальника, Георгий был особо отмечен императором как смелый и подающий надежды воин, известный своим умом, физической силой, доблестью и красотой. Георгий мог бы достичь высот власти, однако он выбрал иной путь. Услышав однажды на суде приговор об истреблении христиан, Георгий воспламенился состраданием к ним. Предвидя, что его тоже ожидает мученическая смерть, Георгий раздал свое имущество бедным, отпустил на волю рабов, а затем явился к Диоклетиану и, объявив себя христианином, обличил императора в жестокости и несправедливости. За свое выступление против преследования христиан святой Георгий был схвачен и заключен в темницу, а затем подвергнут мучениям. Обычно жизнеописания святых подробно излагают, как именно их мучили и казнили, но опустим это. Он был казнен за свою веру во Христа в 304 году, на территории Малой Азии, в городе Никомидии (сейчас это турецкий Исмид).

«Георгий Победоносец – святой, которого удивительным образом чтит не только весь христианский мир, но и мусульманский, – сказал корреспонденту «МИР 24» ректор Свято-Филаретовского православно-христианского института, священник Георгий Кочетков. – Он был свидетелем веры – его жизнь и смерть прославляют Христа, и он был мучеником. По-гречески это одно и то же слово – «мартир», потому что свидетель Христов – это человек, который готов пострадать за Христа, за свою веру. В современном языке это слишком разные понятия. Свидетель на суде пришел, посвидетельствовал и ушел. А мученика должны обязательно как-то мучить, в чем мы часто не видим ни свидетельства, ни большого смысла. И нам иногда трудно представить себе, что, когда речь идет о вере, это одно и то же – быть честным свидетелем, как на суде, где нельзя солгать, и быть мучеником».

Почему его подвиг остается актуальным и сейчас

По словам Георгия Кочеткова, мучили святого Георгия вполне добропорядочные законные власти Римской империи. И всего-то они хотели от него одного – подчинись, исполни закон, признай императора богом. Так положено: есть некий порядок, и чтобы его укрепить, император назначил себя богом. Все, включая самого императора, понимают, что это условность. Так вот и сделай условный жест, прославь этого императора как бога, не надо даже в это верить. И ты спасешь свою жизнь, будешь успешен, будешь благонадежен в глазах всего общества.

И юный красавец-офицер вдруг отказывается это сделать и соглашается на все пытки, положенные в таких случаях, законные пытки. И расстается с жизнью. Казалось бы, кто победил? И каков смысл такого свидетельства? Человек гибнет, на этом дело заканчивается. Но потом оказывается, что не совсем заканчивается, что с ним гибнут еще другие люди, которые успели «заразиться» его верой, его свидетельством: мученица царица Александра, мученик Антоний, мученик Протолеон. И по человеческому рассуждению понять это очень сложно.

А по Божьей правде все очень ясно. Чтобы жить целостной жизнью, нужно быть до конца последовательным, как настоящий свидетель правды и истины. Нужно всего лишь набраться мужества, чтобы эту целостность, это целомудрие своей души, своей жизни пронести до конца, не оглядываясь назад, чтобы ценности мира сего поставить хотя бы на второе место, а на первом сохранить Господа Бога. У христианина на первом месте всегда должен стоять Христос. Если мы потеряем Христа, мы потеряем дар Духа Святого, мы потеряем Отца Небесного, путь к Нему, потеряем Церковь, потеряем себя.

«Это так ясно, когда мы смотрим на все глазами веры, и так трудно, когда мы смотрим глазами людей мира сего, – говорит Георгий Кочетков. – Жизнь великомученика Георгия дает повод задуматься над тем свидетельством, которое мы должны нести в этот мир. Хорошо, если каждый поймет, что значит жизнью своей проповедовать Христа, чего мы стоим со Христом и чего без Христа. Сегодня быть свидетелем Христовым стало снова опасно и для благополучия, и для сохранения своей жизни, но и снова, как в древние времена, необходимо. При всей простоте веры Христовой оказывается, что немногие люди постигают ее, немногие могут вместить ее в свое сердце, немногие могут ее возвещать. И надо иметь большое вдохновение, чтобы открыть уста перед современными неверующими людьми, перед скептиками, перед людьми, которым кажется, что они все знают, и что нет ничего нового под солнцем, и что наш Бог такой же, как боги других народов. Сейчас много таких людей, и они бывают довольно агрессивны в своих воззрениях, сознательно нападая на христиан – кто лично, кто через интернет, кто как».

По словам священника, христиане сами не должны молчать и на слово и действие Божье в своей жизни должны всегда отвечать действием, а не просто принимать его к сведению. Великомученик – это не тот, кто вышел из какой-то элиты. Это тот, кто больше других донес весть о Боге и его действии до людей. И Церковь прославляла мучеников потому, что видела в них победу жизни и победу Христовой Любви.

Великомученик Гео ́ ргий Победоносец

Дни памяти

16 ноября – Обновление храма в Лидде

9 декабря – Освящение церкви в Киеве

Читать еще:  Подготовка к причащению и исповеди

Житие

Ве­ли­ко­му­че­ник Ге­ор­гий был сы­ном бо­га­тых и бла­го­че­сти­вых ро­ди­те­лей, вос­пи­тав­ших его в хри­сти­ан­ской ве­ре. Ро­дил­ся он в го­ро­де Бей­рут (в древ­но­сти – Бе­лит) у под­но­жия Ли­ван­ских гор.

По­сту­пив на во­ен­ную служ­бу, ве­ли­ко­му­че­ник Ге­ор­гий вы­де­лял­ся сре­ди про­чих во­и­нов сво­им умом, храб­ро­стью, физи­че­ской си­лой, во­ин­ской осан­кой и кра­со­той. До­стиг­нув вско­ре зва­ния ты­ся­че­на­чаль­ни­ка, св. Ге­ор­гий сде­лал­ся лю­бим­цем им­пе­ра­то­ра Дио­кли­ти­а­на. Дио­кли­ти­ан был та­лант­ли­вым пра­ви­те­лем, но фа­на­тич­ным при­вер­жен­цем рим­ских бо­гов. По­ста­вив се­бе це­лью воз­ро­дить в Рим­ской им­пе­рии от­ми­ра­ю­щее язы­че­ство, он во­шел в ис­то­рию как один из са­мых же­сто­ких го­ни­те­лей хри­сти­ан.

Услы­шав од­на­жды на су­де бес­че­ло­веч­ный при­го­вор об ис­треб­ле­нии хри­сти­ан, св. Ге­ор­гий вос­пла­ме­нил­ся со­стра­да­ни­ем к ним. Пред­ви­дя, что его то­же ожи­да­ют стра­да­ния, Ге­ор­гий раз­дал свое иму­ще­ство бед­ным, от­пу­стил на во­лю сво­их ра­бов, явил­ся к Дио­кли­ти­а­ну и, объ­явив се­бя хри­сти­а­ни­ном, об­ли­чил его в же­сто­ко­сти и неспра­вед­ли­во­сти. Речь св. Ге­ор­гия бы­ла пол­на силь­ных и убе­ди­тель­ных воз­ра­же­ний про­тив им­пе­ра­тор­ско­го при­ка­за пре­сле­до­вать хри­сти­ан.

По­сле без­ре­зуль­тат­ных уго­во­ров от­речь­ся от Хри­ста им­пе­ра­тор при­ка­зал под­верг­нуть свя­то­го раз­лич­ным му­че­ни­ям. Св. Ге­ор­гий был за­клю­чен в тем­ни­цу, где его по­ло­жи­ли спи­ной на зем­лю, но­ги за­клю­чи­ли в ко­лод­ки, а на грудь по­ло­жи­ли тя­же­лый ка­мень. Но св. Ге­ор­гий му­же­ствен­но пе­ре­но­сил стра­да­ния и про­слав­лял Гос­по­да. То­гда му­чи­те­ли Ге­ор­гия на­ча­ли изощ­рять­ся в же­сто­ко­сти. Они би­ли свя­то­го во­ло­вьи­ми жи­ла­ми, ко­ле­со­ва­ли, бро­са­ли в нега­ше­ную из­весть, при­нуж­да­ли бе­жать в са­по­гах с ост­ры­ми гвоз­дя­ми внут­ри. Свя­той му­че­ник все тер­пе­ли­во пе­ре­но­сил. В кон­це кон­цов им­пе­ра­тор при­ка­зал от­ру­бить ме­чом го­ло­ву свя­то­му. Так свя­той стра­да­лец ото­шел ко Хри­сту в Ни­ко­ми­дии в 303 го­ду.

Ве­ли­ко­му­че­ни­ка Ге­ор­гия за му­же­ство и за ду­хов­ную по­бе­ду над му­чи­те­ля­ми, ко­то­рые не смог­ли за­ста­вить его от­ка­зать­ся от хри­сти­ан­ства, а так­же за чу­до­дей­ствен­ную по­мощь лю­дям в опас­но­сти – на­зы­ва­ют еще По­бе­до­нос­цем. Мо­щи свя­то­го Ге­ор­гия По­бе­до­нос­ца по­ло­жи­ли в па­ле­стин­ском го­ро­де Ли­да, в хра­ме, но­ся­щем его имя, гла­ва же его хра­ни­лась в Ри­ме в хра­ме, то­же по­свя­щен­ном ему.

На ико­нах св. Ге­ор­гий изо­бра­жа­ет­ся си­дя­щим на бе­лом коне и по­ра­жа­ю­щим ко­пьем змия. Это изо­бра­же­ние ос­но­ва­но на пре­да­нии и от­но­сит­ся к по­смерт­ным чу­де­сам свя­то­го ве­ли­ко­му­че­ни­ка Ге­ор­гия. Рас­ска­зы­ва­ют, что неда­ле­ко от ме­ста, где ро­дил­ся св. Ге­ор­гий в го­ро­де Бей­ру­те, в озе­ре жил змей, ко­то­рый ча­сто по­жи­рал лю­дей той мест­но­сти. Что это был за зверь – удав, кро­ко­дил или боль­шая яще­ри­ца – неиз­вест­но.

Суе­вер­ные лю­ди той мест­но­сти для уто­ле­ния яро­сти змея на­ча­ли ре­гу­ляр­но по жре­бию от­да­вать ему на съе­де­ние юно­шу или де­ви­цу. Од­на­жды жре­бий вы­пал на дочь пра­ви­те­ля той мест­но­сти. Ее от­ве­ли к бе­ре­гу озе­ра и при­вя­за­ли, где она в ужа­се ста­ла ожи­дать по­яв­ле­ния змея.

Ко­гда же зверь стал при­бли­жать­ся к ней, вдруг по­явил­ся на бе­лом коне свет­лый юно­ша, ко­то­рый ко­пьем по­ра­зил змея и спас де­ви­цу. Этот юно­ша был свя­той ве­ли­ко­му­че­ник Ге­ор­гий. Та­ким чу­дес­ным яв­ле­ни­ем он пре­кра­тил уни­что­же­ние юно­шей и де­ву­шек в пре­де­лах Бей­ру­та и об­ра­тил ко Хри­сту жи­те­лей той стра­ны, ко­то­рые до это­го бы­ли языч­ни­ка­ми.

Мож­но пред­по­ло­жить, что яв­ле­ние свя­то­го Ге­ор­гия на коне для за­щи­ты жи­те­лей от змея, а так­же опи­сан­ное в жи­тии чу­дес­ное ожив­ле­ние един­ствен­но­го во­ла у зем­ле­дель­ца по­слу­жи­ли по­во­дом к по­чи­та­нию свя­то­го Ге­ор­гия по­кро­ви­те­лем ско­то­вод­ства и за­щит­ни­ком от хищ­ных зве­рей.

В до­ре­во­лю­ци­он­ное вре­мя в день па­мя­ти свя­то­го Ге­ор­гия По­бе­до­нос­ца жи­те­ли рус­ских де­ре­вень в пер­вый раз по­сле хо­лод­ной зи­мы вы­го­ня­ли скот на паст­би­ще, со­вер­шив мо­ле­бен свя­то­му ве­ли­ко­му­че­ни­ку с окроп­ле­ни­ем до­мов и жи­вот­ных свя­той во­дой. День ве­ли­ко­му­че­ни­ка Ге­ор­гия в на­ро­де еще на­зы­ва­ют «Юрьев день», в этот день, до вре­мен цар­ство­ва­ния Бо­ри­са Го­ду­но­ва, кре­стьяне мог­ли пе­ре­хо­дить к дру­го­му по­ме­щи­ку.

Св. Ге­ор­гий – по­кро­ви­тель во­ин­ства. Изо­бра­же­ние Ге­ор­гия По­бе­до­нос­ца на коне сим­во­ли­зи­ру­ет по­бе­ду над диа­во­лом – «древним зми­ем» (Откр.12:3, 20:2). Это изо­бра­же­ние бы­ло вклю­че­но в древ­ний герб го­ро­да Моск­вы.

10/23 ноября – Колесование святого великомученика Георгия

Гру­зия, про­све­щен­ная хри­сти­ан­ской ве­рой свя­той рав­ноап­о­столь­ной Ни­ной († 335), род­ствен­ни­цей свя­то­го ве­ли­ко­му­че­ни­ка Ге­ор­гия По­бе­до­нос­ца († 303, па­мять 23 ап­ре­ля), осо­бо чтит свя­то­го Ге­ор­гия, как сво­е­го по­кро­ви­те­ля. Од­но из на­име­но­ва­ний Гру­зии – в честь Ге­ор­гия (это на­зва­ние со­хра­ня­ет­ся и сей­час во мно­гих язы­ках ми­ра). В честь ве­ли­ко­му­че­ни­ка свя­тая Ни­на уста­но­ви­ла празд­ник. Он со­вер­ша­ет­ся и по­ныне в Гру­зии 10 но­яб­ря – в вос­по­ми­на­ние ко­ле­со­ва­ния свя­то­го Ге­ор­гия. В 1891 го­ду на Кав­ка­зе, вбли­зи се­ла Ка­хи За­ка­таль­ско­го окру­га, по­стро­ен на ме­сте древ­не­го но­вый храм в честь свя­то­го ве­ли­ко­му­че­ни­ка Ге­ор­гия По­бе­до­нос­ца к ко­то­ро­му сте­ка­ет­ся мно­же­ство бо­го­моль­цев раз­ных ве­ро­ис­по­ве­да­ний.

3/16 ноября – Освящение храма святого великомученика Георгия в Лидде

Го­род Лид­да (Лод) – ро­ди­на ве­ли­ко­му­че­ни­ка Ге­ор­гия По­бе­до­нос­ца. Здесь был дом его ма­те­ри, здесь про­шло его дет­ство. Свя­той ве­ли­ко­му­че­ник Ге­ор­гий был рим­ским во­и­ном, по­стра­дал он при им­пе­ра­то­ре Дио­кли­ти­ане в Ни­ко­ми­дии в на­ча­ле IV ве­ка. Мо­щи его хри­сти­ане пе­ре­нес­ли на ро­ди­ну, в Лид­ду, и здесь он был по­гре­бен.

Гроб­ни­ца, в ко­то­рой бы­ли по­ло­же­ны мо­щи ве­ли­ко­му­че­ни­ка, сей­час рас­по­ло­же­на в крип­те пра­во­слав­но­го хра­ма, по­свя­щен­но­го ве­ли­ко­му­че­ни­ку Ге­ор­гию. В са­мом хра­ме име­ет­ся ча­сти­ца мо­щей свя­то­го Ге­ор­гия, а так­же цепь, ко­то­рой был ско­ван ве­ли­ко­му­че­ник.

Первую цер­ковь здесь воз­ве­ли в VI ве­ке. Храм несколь­ко раз раз­ру­шал­ся и в сво­ем ны­неш­нем ви­де был вос­ста­нов­лен лишь в 1872 го­ду бла­го­да­ря по­жерт­во­ва­ни­ям из Рос­сии. Освя­ще­ние об­нов­лен­но­го хра­ма со­сто­я­лось 3/16 но­яб­ря 1872 го­да , в го­дов­щи­ну то­го дня, в ко­то­рый он был освя­щен впер­вые. Вос­по­ми­на­ние о сем зна­ме­на­тель­ном со­бы­тии Рус­ская цер­ковь со­вер­ша­ет в этот день и до на­сто­я­ще­го вре­ме­ни; этот празд­ник вне­сен в ме­ся­це­слов, в честь се­го тор­же­ства на Ру­си стро­и­лись хра­мы.

Так­же в Лид­де апо­стол Петр ис­це­лил Энея, во­семь лет ле­жа­вше­го в рас­слаб­ле­нии (Де­ян. 9:32-35).

26 ноября/9 декабря – Воспоминание освящения храма великомученика Георгия в Киеве

У рус­ских кня­зей, на­чи­ная с рав­ноап­о­столь­но­го кня­зя Вла­ди­ми­ра, су­ще­ство­вал бла­го­че­сти­вый обы­чай ос­но­вы­вать хра­мы в честь сво­их Ан­ге­лов Хра­ни­те­лей. Так, рав­ноап­о­столь­ный Вла­ди­мир, в Свя­том Кре­ще­нии Ва­си­лий, по­стро­ил в Ки­е­ве и Вы­ш­го­ро­де хра­мы во имя свя­ти­те­ля Ва­си­лия Ве­ли­ко­го, князь Изя­с­лав I (1054–1068), в Кре­ще­нии Ди­мит­рий, по­стро­ил в Ки­е­ве храм и мо­на­стырь во имя свя­то­го ве­ли­ко­му­че­ни­ка Ди­мит­рия (па­мять 26 ок­тяб­ря), князь Яро­слав Муд­рый (1019–1054), во Свя­том Кре­ще­нии Ге­ор­гий, по­ло­жил на­ча­ло хра­му и муж­ской оби­те­ли в честь сво­е­го Ан­ге­ла Хра­ни­те­ля – ве­ли­ко­му­че­ни­ка Ге­ор­гия (па­мять 23 ап­ре­ля), а так­же по­стро­ил храм во имя ве­ли­ко­му­че­ни­цы Ири­ны (па­мять 5 мая), Ан­ге­ла Хра­ни­те­ля сво­ей су­пру­ги. Храм в честь ве­ли­ко­му­че­ни­ка Ге­ор­гия на­хо­дил­ся пе­ред вра­та­ми Свя­той Со­фии, на его стро­и­тель­ство князь Яро­слав за­тра­тил боль­шие сред­ства, в воз­ве­де­нии хра­ма при­ни­ма­ло уча­стие боль­шое чис­ло стро­и­те­лей. 26 но­яб­ря храм был освя­щен свя­ти­те­лем Ила­ри­о­ном, мит­ро­по­ли­том Ки­ев­ским (па­мять 21 ок­тяб­ря), и уста­нов­ле­но еже­год­ное празд­но­ва­ние в честь это­го со­бы­тия.

Источники:

http://drevo-info.ru/articles/10133.html
http://psmb.ru/a/sviatoi-georgii-pobedonosets-kto-on-i-o-chem-emu-moliatsia.html
http://azbyka.ru/days/sv-georgij-pobedonosec

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector