Лиса символ чего

Красавица Лиса — одно из самых любимых славянами животных.

Лисичка, Лисонька, Патрикеевна, Кума – много разных прозвищ было придумано славянами этому небольшому красивому Зверю. Ею нельзя не восхищаться. Её нельзя не любить.

Лису славяне почитали за смекалку и безграничное любопытство в освоении нового и неизвестного. У неё развита воля, бесстрашие, меткость, острота зрения, умение добывать все необходимое для жизни. Яркий цвет лисы означает страсть, способность самовыражения и напряженность. За рыжий цвет Лисицу сравнивают с огнём, а ещё с грозовой тучей из-за бурого оттенка шубы. В Сибири предрассветный сумрак, когда солнечные лучи окрашивали небо в тёмно-оранжевый цвет, назывался Лисьей темнотой.

Лиса как тотемное животное почиталась почти у всех народов земного шара. Своё мастерство она может передать каждому, кто связан с её энергией.

С Лисицей с древних времен ассоциировалась Магия и хитрость.

Вероятно, это пошло оттого, что время, когда Лиса выходит на охоту – утренние и вечерние сумерки – называется в Магии периодом межвремёнья, именно в это время мир людей наиболее приближен к миру Магии и Волшебства. Многие народы верили, что Лисица способна провести в Магический мир, так как она обитает в лесах, которые так же связывали с Магией.

Лисы обитают на опушках лесов, то есть в пограничных областях.
Они имеют интересную особенность на лапах. Кроме обычного шерстного покрова – у Лис есть особенно тонкие и незаметные волоски, которые, чувствуют направление ветра. Именно это служит для Лисицы компасом и определенного рода ориентиром, который всегда покажет хищнику правильный путь.

Образ лисы символизирует также мудрость, ум и стратегическое мышление. Лисица является животным с магическим числом 9. Славяне связывали её сразу с двумя стихиями природы: землёй и огнём. Покровительницей Чертога Лисы во Сварожьем Круге является Богиня Марена. Именно она наделяет Лису магическими характеристиками о знании двух миров. Кроме этого, Мара наделяет своих подопечных бесценным свойством — умением собирать и концентрировать силы, как душевные, так и физические. Примечательно наблюдать за лисой, в то время когда она охотится. Её тело прямо и жёстко направлено и напряжено, словно стрела. Такая консолидация внимания и сил на цели не раз становилась победной стратегией для славянина.

Лиса — это яркий образ женственности и красоты у славян. По преданию старины, Лисице известно об изначальной цели человеческого вида, которая заключается в том, чтобы вырваться из «ночной тьмы» к Свету. Таким образом, Лиса является символом, научающим черпать из внутреннего источника и активно проводить женские творческие энергии.

Благодаря своей загадочно-манящей натуре, лисы были отмечены в фольклоре практически каждой области, где они обитали.

Кельты считали, что лиса обладала особой мудростью, так как хорошо ориентировалась в лесах, поэтому доверили ей руководство духовным миром. Полная лукавства, бодрости и ума, лиса имеет неукротимую силу. Она любит приключения. Для кельтов Лиса олицетворяла энергию, экспрессию.

В Японии лиса является одним из покровителей духов дождя и посланником бога риса — Инари. Также лиса символизирует борьбу со злом и долголетие. В японской культуре Белый Лис давно стал символом изобилия и достатка , его глиняные фигурки лепили и ставили возле входа в дома и храмы.

Китайские Лисы могут превращаться в любого человека, но никогда – в животных или предметы. Китайская философия объясняет это тем, что суть превращений Лисы – в постижении мудрости и достижении бессмертия. Есть такая китайская пословица: «Где нет лисы, там нельзя деревню основать», что свидетельствует о том, что лиса в китайской культуре является символом удачи. Лиса в Китае также стала признанным символом долголетия, по легенде, достигнув пятидесятилетнего возраста, лис может превращаться в женщину, по д остижению ста лет — в юную девушку, а после тысячи лет может принимать образ и женщины и мужчины, становясь небесным лисом — тьен-ху.

Читать еще:  Талисман для рыб

В Индийской мифологии, лиса считалась благородным и мудрым посланником и означала доброе предзнаменование.

У финнов есть поверье о лисах, которые трутся шкурой о льды и порождают Северное Сияние, и в результате они называют его Лисьими пожарами даже сегодня.

Знаменитый греческий баснописец Эзоп был изображен на аттической вазе, сидящим на корточках перед лисицей, которая ему что-то говорит, увлеченно жестикулируя.

Также известно, что раньше Лисы жили на фруктовых фермах и помогали избавиться от грызунов, что портили фрукты.

В русских народных сказках Лисице постоянно необходимо выбирать как выйти из трудной ситуации, что в итоге приводит к опыту и житейской мудрости.

Фактом, свидетельствующем о высокой разумности Лисы является то, что Лисы — моногамные Звери, и если они организовывают пару, то это надолго. Лисы редко сами нападают — только защищаются и защищают тех, кто им дорог.

Лиса является от природы любопытным существом. Поэтому она иногда знакомится и заводит дружбу с другими животными, даже с теми, которые при иных обстоятельствах могли бы быть её врагами. Например, собаки (и, в меньшей степени, кошки), как правило, заводят антагонистические отношения с лисами. Это не останавливает отдельных лис от того, чтобы иногда подходить и играть как с кошками, так и с собаками, причём настолько долго, что они на самом деле заводят дружбу друг с другом. Также, Лиса отлично уживается с птицами, которые устраивают свои гнезда в действующих комнатках лисьего жилища.

Становится понятно, почему истинные славяне были и остаются самым мудрым и непобедимым народом. Глубокое почитание Царства Зверей позволило русскому народу почувствовать тонкие грани характера Зверей, и через сердечное взаимодействие с этим Миром, постигать собственную природу, выходя на новые рубежи бесконечного познания. И правда ведь, согласно образному восприятию буквицы Лиса звучит как — Обладающая знаниями для Мира Прави посредством Слова передают Людям знание о вечном, золотом Свете Жизни Духа. В культурах многих народов Лис почитают подобно богам и возводят в честь этого животного храмы и святилища.

Лис, животное

В символике преобладает негативное значение.

В Европейском фольклоре играет роль трюкача, подобную той, которую у североамериканских индейцев играл койот.

  • пронырливость, хитрость;
  • лицемерие, лукавство, вероломство;
  • долголетие, плодородие.

Праздник Цереры, среди прочего призванный защитить урожай от огня, сопровождался полевой охотой на лис, к хвостам которых привязывали пылающие факелы.

В Древнем Риме лис расценивался как демон огня.

В Скандинавии «лисий свет — это северное сияние».

У германцев — животное богатого трюками бога Локи.

Рейнеке-лис — злобные лукавство и коварство.

Символизирует долголетие, лукавство, силу трансформации, духов мёртвых.

Как во всей Юго-Восточной Азии лисы играют большую роль в качестве эротического символа и в искусстве соблазнения:

  • растертые в вине лисьи тестикулы ценились как непревзойдённый любовный напиток;
  • лисий хвост, носимый на руке, считается средством сексуального возбуждения.

Символизирует долголетие, магические силы (и для добрых, и для злых дел), посыльного.

Нередко конец лисьего хвоста символизирует «сокровище счастья».

Падающие звезды именуются «небесными лисами».

Белый лис Китсуне — спутник, ездовое животное и посыльный Инари (бога или богини риса и изобилия). Его деревянные или каменные фигурки устанавливают у торий. В зубах у них обычно:

  • ключ от амбара с рисом — райское изобилие;
  • миска — символ духа пищи;
  • свиток буддийских сутр.

В последовательно негативной роли не выступает, хотя на лисах наездничают призраки. Фольклор признает за лисом (ху-ли) необычайную жизненную силу:

  • животное живет в норах, близко к жизнетворящим силам земли;
  • в пятидесятилетнем возрасте он может превратиться в женщину, а в столетнем — в юную девушку;
  • столетний лиса приобретает этом сверхъестественную прозорливость:
  • он знает, что происходит на расстоянии в тысячу миль,
  • может повлиять на разум человека и превратить его в идиота;
  • в тысячелетнем возрасте он становится небесным Лисом (тьен-ху), чрезвычайно чувственным и с девятью хвостами как символом его сверхъестественной силы.

Лисицы (супруги лисов) никогда не переменяют одежд, но, несмотря на это, всегда чисты и опрятны. Они невероятно соблазнительны и неутомимы в эротических играх, могут лишить своих человеческих мужей всей жизненной силы.

Читать еще:  Украшения древних славян

Лисьи духи могут превращаться в людей, являясь собственно лисами-вампирами (коки-тено). Своим искусством обмана чувств они вводят людей в заблуждение и в порчу. В японских сказаниях играют роль ведьм (которые могут выступать и в другом виде). Предлагалось их сжигать, а пепел рассеивать в реках. В качестве средства от колдовства к дверям прибивали смазанную лисьей кровью морскую звезду (. ).

Хитрость, лукавство, любовь к надувательству.

В библейском словоупотреблении воплощает коварство и злобу.

Негативная оценка «Майстера Рейнеке» находит своё выражение также в средневековых книгах о животных. В средневековых бестиариях лис характеризуется как животное, непревзойдённое в лукавстве, вероломстве, обмане и хитрости; его сравнивают с людьми развратными, соблазнителями, лжесвидетельствующими, совершающими кражи, убийства. Обычны представления о лисе как воплощении дьявола:

  • красноватый окрас меха напоминает огонь, что (наряду с рысью и белкой) причисляет его к охвостью (свите) дьявола;
  • умение прикинуться мертвым, чтобы схватить свою жертву — любимая тактика Сатаны;
  • порча виноградной лозы олицетворяет действия еретиков и врагов Церкви.

Существует созвездие Лисички, лат. Vulpecula, называемое в некоторых традициях «Лиса с гусем».

В онейрокритике лис, увиденный во сне мужчиной, символизирует духовные способности [1] , остающиеся неосознанными или неразвитыми — непознаваемую и непостижимую часть души, которой невозможно овладеть с помощью анализа. В женских снах он олицетворяет Анимус.

Лисица прислушивающаяся к звукам разносящимся вдоль реки.

  • Я не могу всецело положиться на это.

Преследуемая лисица, перебираясь через реку «прислушивается к звукам, доносящимся с больших расстояний, по которым определяет, где находятся её преследователи». EMSI 6-9

Лисица, любующаяся головой статуи.

  • Голова красива, но лишена мозгов.

Символ необходимости обустройства и украшения головы не только и не столько снаружи, сколько внутри. EMSI 7-12

Немецкий роман о «Рейнике-лисе».

Изображения лисы часты в средневековой скульптуре, в эпоху Возрождения лиса стала основным персонажем книжных иллюстраций.

На картине Дюрера «Мария со многими животными» присутствует привязанный лис, как образ связанного порока и/или дьявола.

  • Fox-fire — англ. букв. лисий огонь: фосфоресцирующие гнилушки символизирующие собой огонь судьбы (ignes fatui).
  • Fuchsteufelswild — нем. бешеный, взбешённый [2] .

Лиса может характеризоваться магическими способностями. Так, в китайской сказочной традиции лиса в возрасте 100 лет превращается в колдуна, обладающего магической силой, в возрасте 1000 лет попадает на небо и становится небесной лисой — тремя звёздами в созвездии Скорпиона. Широко распространены истории о превращении лисы в человека (особенно при полнолунии). У индейцев Северной Америки, гренландских эскимосов, коряков, народов Сибири, в Китае известен сюжет о бедном человеке, к которому каждое утро в дом приходит лиса, сбрасывает свою шкуру и становится женщиной; когда человек это случайно обнаруживает, он прячет шкуру и женщина становится его женой; но жена находит свою шкуру, оборачивается лисой и убегает из дома. В Северо-Восточной Азии при обилии сказок о хитростях и проделках лисы существуют сюжеты, связывающие её с вороном, творцом мира, создателем солнца, луны, звёзд, земли, культурным героем; в них лиса противостоит ворону как (отчасти) хтоническое животное. Особенно показателен мотив измены ворона Кутха с лисой своей жене в мифах ительменов. Изменение лисой своего облика объясняет её роль как демона, злого духа, оборотня, колдуна и даже самого дьявола (в христианской символике; в китайской и японской традициях рассказы о лисах обнаруживают совпадения с европейскими средневековыми историями о суккубах, инкубах, роковых невестах и т. п.), с одной стороны, и функцию лисы как трикстера (обманщицы, шутницы и т. п.), соперничающего с другим трикстером (поедание мяса у Койота, обман Ворона у народов Северо-Восточной Азии) или животным, пользующимся особым престижем (медведь) или известностью (волк, заяц, петух и т. п.), — с другой. Именно в этой функции лиса становится одним из персонажей животного эпоса в двух главных его формах — фольклорно-сказочной и литературной (иногда даже поэтической).

Читать еще:  Знак бога сварога

В русской фольклорной традиции лиса является главным героем животной сказки, позже перешедшим и в лубок.

В Западной Европе складывается начиная с XI в. эпос о Ренаре (Ренар, первоначально мужское собственное имя, стало во французском языке обычным обозначением лисы). Особую роль сыграл старофранцузский «Роман о Лисе» («Roman de Renart»). В конце XII в. появилась немецкая, а в сер. XIII в. нидерландская переработка этой темы, послужившая источником для нижненемецкого «Рейнеке-Лиса» («Reinecke-Fuchs»). Сходные циклы о лисах известны в Китае («лисий» эпос Ляо Чжая о «лисьих чарах» и вмешательстве лис в жизнь людей; в китайской мифопоэтической традиции лис считалась воплощением души мертвеца, и системе оберегов от лис придавалось особое значение), в Америке (ср. отчасти «Сказки дядюшки Римуса», где наряду с Братцем Кроликом участвует Л.). Специализированный «лисий фольклор», особый словарь охоты на лис и приёмы «лисьей магии» создаются среди охотников (напр., в английских охотничьих клубах). В народной традиции отмечался особый день, связанный с лисой или с началом охоты на неё, напр. день Мартына-лисогона (14 апреля); были популярны многочисленные разработки мотива мести (или награды) охотнику со стороны лисы.

masterok

Мастерок.жж.рф

Хочу все знать

Тибетская лисица (лат. Vulpes ferrilata) — самая маленькая представительница рода лис. Длина ее тела всего 60-70 см при весе от 4 до 5,5 кг. У нее довольно пушистый хвост, длиной 30-45 см. Голова тибетской лисы кажется чересчур большой и квадратной из-за густого и плотного воротника. И вообще, глядя на ее спокойно-отрешенное выражение мордашки, кажется, будто этот зверек успел познать дзен. Наверное, сама атмосфера Тибетского плато, где обитают эти хищные животные, способствует расслабленному состоянию ума.

Впрочем, жизнь тибетских лисиц нельзя назвать такой уж безмятежной. Летом температура воздуха в местах их обитания поднимается до +30 градусов Цельсия, а зимой опускается до -40. Прибавьте к этому сильный пронизывающий ветер, и вы поймете, зачем лисице такой густой и толстый мех с плотной подпушью: он хорошо защищает животное, как от жары, так и от холода.

Встречаются тибетские лисы в труднодоступных степях и полупустынях Тибета, в северо-западной части Индии и в Непале — немного севернее Гималайских гор. Их ареал тесно связан с ареалом пищух, на которых они охотятся. К сожалению, в последнее время власти Китая объявили настоящую войну пищухам, в некоторых местах они исчезли полностью, что, в свою очередь, заставило тибетских лисиц искать новое место жительства.

К слову, в рацион этих хищников входят не только пищухи. Лисы охотно едят кроликов, небольших наземных птиц, их яйца и птенцов, а также ящериц, насекомых, ягоды и даже падаль. У тибетских лисиц довольно интересный окрас: цвет шерсти на боках постепенно изменяется сверху вниз: от ржаво-коричневого до серого. Брюхо, горло и кончик хвоста белые. Все это дает возможность хитрому зверю сливаться с линией горизонта, когда он подкрадывается к жертве.

Охотятся тибетские лисы парами, честно делясь добычей с партнером. Их «браки» заключаются в 10-11-месячном возрасте и длятся до момента смерти одного из «супругов». Беременность у самок длится около двух месяцев, затем лисица отправляется в логово, чтобы произвести на свет от 2 до 5 голых детеныша. Долгое время она остается вместе с лисятами, в то время как ее партнер приносит ей пищу.

Через несколько недель малыши выбираются из укрытия, всюду следуя за матерью, а родители продолжают подкармливать их свежим мясом. Вместе с мамой и папой молодые животные живут до момента полового созревания, который наступает в 8-10 месяцев. Затем они уходят, чтобы создать собственную пару.

Тибетские лисы не слишком разговорчивы. Только члены семьи могут переговариваться между собой при помощи низкого лая. В целом они дружелюбны к представителям своего вида и не ввязываются в драки с соседями за кормовые участки. Напротив, замечено, что несколько пар могут спокойно охотиться на одной территории.

Источники:

http://zarenica.net/blog/lisitsa
http://www.symbolarium.ru/index.php/%D0%9B%D0%B8%D1%81,_%D0%B6%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D1%82%D0%BD%D0%BE%D0%B5
http://masterok.livejournal.com/5914817.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector