Медведь значение символа

Символ медведь

В культурах различных народов встречается символ медведя. Зачастую его ассоциируют с мужской непоколебимой силой или перерождением, он приносит силу и успех. Изображения хищника использовали как оберег во время боя. Мужчины-воины носили его клыки или когти. Для устрашения зверя рисовали на щитах, гербах и флагах. А также сохранилось много фамилий и прозвищ, которые говорят о том, как раньше почитали образ медведя.

Значение в культурах мира

Изображение такого зверя встречается повсеместно в разных культурах стран Америки, Азии и Европы. Его можно увидеть на гербах, оберегах или флагах. Кроме этого, медведь часто фигурирует в мифологии. Этот символ говорит о мужественности и силе носителя. Но, кроме этого, встречают множество вариантов трактования рисунка со зверем. В различных ситуациях животное бывает грозным противником или верным другом на войне. Значение меняется в зависимости от страны и культуры.

Встречаются фамилии с упоминанием такого хищника:

  • польский князь Меижко;
  • российская фамилия Медведев;
  • валлийский правитель Артоген («сын медведя»);
  • имя племени Кроу, что означает «много медведей».

Вернуться к оглавлению

У славян в мифологии

На Руси встречался славянский оберег — печать Велеса, на которой изображена когтистая лапа медведя. Это обереги мужчин-воинов. Его носили на шее, на поясе или на руке. Он символизировал силу человека и вызывал большое почтение. Но основная его функция у славян — защитная. Славянские медведи оберегали от сглазов, злых наговоров и порчи, прибавляли мужчинам силы, мужественности и приносили удачу в бою.

В американской

В северноамериканской культуре существовал культ медведей. Шаманы считали себя приверженцами такого животного и во время обряда подражали ему: надевали маски, шкуры зверя. Сам ритуал проводился с целью вызвать удачу в период охоты или придать больше силы мужчине. Встречаются мифы, в которых рассказывают о людях, превращающихся в медведей. Есть легенды, где говорится о связях женщины с медведем или охотника с самкой животного. В результате рождались люди со способностями к перевоплощению. Кроме этого, существует род, где зверь является тотемным животным. У индейцев была традиция, которая называлась «медвежьи пляски». Такие танцы начинались по завершении удачной охоты. Кроме этого, говорили, что медведь — символ воскрешения и жизни, так как каждый год после зимы он выходит из спячки.

В евразийской культуре

В таких странах медведь ассоциировался с мужественностью и силой. Клыки и когти использовались как талисманы во время охоты. Воины изображали на своих щитах хищника на задних лапах: считалось, что такой орнамент делает их непобедимыми. До Средних веков это животное считалось царем природы. Образ льва, как короля зверей, пришел позже из средиземноморья.

Примечательно, что в христианской культуре символ такого животного имеет негативное значение. С ним сравнивали одержимого злой силой, богатством или порчей человека. В Древнем Писании враждебное Персидское царство изображалось в виде черного медведя. Хищники сравнивались со злой силой, жестокостью. Христианство оказало большое влияние на Европейскую культуру, и животное долго ассоциировали с сатаной. В письменах изображали Адама и Еву, которые залезли на дерево как животные. Это говорило о пагубном влиянии искушения.

Говорилось, что сначала детеныши рождались бесформенными и только медведица после облизывания давала им определенный вид. Это трактовалось так, что человек только после духовного постижения осознает свое предназначение. Спячка ассоциировалась с преклонным возрастом и смертью. С психологической стороны животное также негативно трактуется учеными.

Юнг говорил, что сны с медведем говорят об отрицательных аспектах личности.

В азиатской

В Китае распространены статуэтки в виде медведей. Их традиционно дарят главе семьи, чтобы укрепить его авторитет и принести благополучие в дом. Животное обозначает мужское начало и силу. Это старый и мудрый хищник. Белый медведь изображался как знак рождения сына в семье. Он означал непоколебимость и мужественность в период серьезных испытаний и жизненных проблем. В японской культуре животное было посланцем богов. Оно обозначает мудрость, справедливость, доброжелательность и мощь. Но в то же время — это животное, которое легко разозлить и привести в ярость, хотя оно и символизировало стабильность.

В греческой и римской

В этой мифологии знак хищника не такой распространенный. Но в легендах встречались различные имена, которые взаимосвязаны с этим хищником. Арктосом зовут одного из кентавров у Гесиода. Такое имя говорит о его силе, непреклонности и мужественности. Арктуром также звали стража Большой медведицы. А в римской мифологии эпитет «медвежий» часто применяли для характеристики бога войны Меркурия.

Читать еще:  Оберег звезда руси

Медведь

В мифологических представлениях и ритуале медведь может выступать как божество (в частности, умирающее и возрождающееся), культурный герой, основатель традиции, предок, родоначальник, тотем, дух-охранитель, дух-целитель, хозяин нижнего мира, священное и (или) жертвенное животное, зооморфный классификатор, элемент астрального кода, воплощение души, даритель, звериный двойник человека, помощник шамана, его зооморфная ипостась и душа, оборотень и т. п. Медведь — один из главных героев животного эпоса, сказок, быличек, песен, загадок, поверий, заговоров и др. Значение медведя определяется прежде всего его подобием человеку, толкуемым мифопоэтическим сознанием как указание на общее их происхождение или происхождение друг от друга. Тему подобия или тождества медведя и человека в разных планах реализует ритуал медвежьей охоты, составляющий ядро культа медведя (достаточно полно сохранился, например, в традиций обских угров, кетов, нивхов и др.; по многочисленным пережиткам он может быть восстановлен и для других традиций). Кроме того, целый ряд свидетельств (изображения медведя в пещерах Франции, находки большого скопления медвежьих костей в пещерах ФРГ и Швейцарии, собранных в определённом порядке, что имеет аналогии в современных медвежьих ритуалах; петроглифы Скандинавии, Урала, Восточной Сибири) делает несомненными архаичность мифопоэтических представлений о медведе и связанных с ним культов и исключительную устойчивость взгляда человека на природу медведя и его сакральное значение.

В пределах Евразии обычно выделяют два типа медвежьих ритуалов (праздников) — западный (обские угры, кеты, эвенки), связанный с охотой на медведя, и дальневосточный (нивхи, айны и другие народы Приамурья, Сахалина; к этому же типу относятся ритуалы, зафиксированные у вьетнамцев), включающий воспитание медведя в человеческой семье. У ряда сибирских народностей и индейцев Северной Америки известны разные типы миметической «медвежьей пляски», совершаемой в связи с предстоящей охотой или при удачном её завершении, во время врачевательного обряда. Иногда такая пляска в медвежьих масках и костюмах, сопровождаемая «медвежьими песнями», является прерогативой членов особых — медвежьих — обществ и приурочивается к главному празднику племени. Частично медвежьи обряды отражены и в народной медицине. Во многих традициях считалось, что целительная сила медведя распространяется не только на людей, но и на скот (коров, оленей и др.). Вместе с тем медведь мог выступать и в роли «коровьего врага» (ср. в русской народной традиции образ Егория — защитника скота от медведя, и многочисленные заговоры от медведя в защиту коров).

В ряде сибирских и североамериканских традиций произошла институализация особого класса медвежьих шаманов, которые не только отождествляли себя с медведем, но и во многих случаях «омедвеживали» участников ритуала — заказчиков (напр., одевались сами и облачали заказчиков в медвежьи наряды). Способность к оборотничеству, к превращению в медведя приписывалась шаманам и колдунам. Медвежьи маски и костюмы соотносятся с обширным кругом ритуалов, связанных с ряженьем человека под медведя и уже утративших непосредственную связь с охотой (русская обрядовая традиция ряженья медведя, действа с т. н. гороховым медведем y поляков и чехов и др.). Имеются также многочисленные данные об участии медведей в обрядах более формального характера, главная функция которых сводилась к репрезентации царского величия.

Медвежья обрядность осмысляется как на уровне мифологических образов и соответствующих сюжетов, так и на уровне мифологизированных быличек о сожительстве женщины, заблудившейся в лесу, с медведем или о связи медведицы с охотником; отсюда и особая категория полулюдей-полумедведей, упоминаемых в фольклорных текстах и литературных обработках [1] . В этом контексте становится мотивированным не только представление о медведе как некоем духе — хозяине леса, горы, зверей, покровителе охоты, но и связь его с человеческим родом: медведь — предок людей, их старший родственник, наконец, тотем. Культ медведя y тех народов, у которых получил развитие фратриальный тотемизм, нередко мотивируется его тотемной функцией. С этим кругом представлений связана трактовка медведя как родственника в мифе, ритуале. Тему родства (хозяина леса) отражают табуистические названия медведя — «отец», «дед», «дедушка», «старик», «дядя», «отчим», «мать», «бабушка», «старуха», «лесовой человек», «зверь», «хозяин (леса, гор)», «владыка», «князь зверей» и т. п. Известны и другие принципы табуирования названии медведя рус. «медведь», то есть «едящий мёд» нем. Вдr, англ, bear, то есть «бурый» литов. lokys (при др.-греч. arktos, лат. ursus, др.-инд. rksa) по признаку «всклокоченности», «косматости». Языковой табуированности названий медведя соответствуют и многочисленные запреты, связанные с поведением человека (особенно охотника) в отношении медведя. Известны случаи «медвежьих» имён людей [2] :

  • валлийский царь Arthgen, от *Arto-genos, «сын медведя»;
  • первый польский князь Mieszko,
  • индеец племени кроу, имя которого в буквальном переводе означает «много медведей»;
  • фамилии типа Медведев.
Читать еще:  Народные куклы

божеств и других мифологических персонажей (или, во всяком случае, «медвежьих» эпитетов к ним):

  • Artaios, «медвежий» — эпитет кельтского Меркурия (при галльск. arto, «медведь»);
  • др.-греч. ‘Arktos — имя Кентавра у Гесиода;
  • ‘Arktouros, Arktopulax — обозначение Арктура, стража Большой Медведицы в созвездии Волопас.

С образом медведя-первопредка связано и представление о нём как о первом культурном герое. Иногда мотив первопредка более завуалирован. Индейцы квакиутль вели своё происхождение от брака медведицы с первопредком-мужчиной; в мифе илимских эвенков медведь — один из помощников Ворона — творца вселенной; хотя позже Ворон и наказал медведя, но не отстранил его полностью, поставив наблюдать за жизнью людей (ср. обычай уподобляться ворону-иноплеменнику в медвежьем обряде, при охоте на медведя у эвенков). Медведь связан и с высшими уровнями мифологической системы или с другими персонажами, обладающими индивидуализированными характеристиками и особыми именами. Медвежьи черты усматриваются в облике таких высших богов, творцов вселенной и прародителей людей, как Нуми-Торум у обских угров и манси, Нум у ненцев (ср. также медвежьи плечи родоначальника огузов Огузхана, считавшегося сыном или дочерью медведя). У многих народов распространено представление, что медведь прежде был небесным существом, наделённым божественными качествами, но позже спущен небесным богом на землю за ослушание (у хантов), за попытку испугать бога (у бурят), чтобы карать грешников (в ряде традиций считалось, что задранный медведем человек — грешник; когда убитым оказывался медведь, верили, что он прогневил небесного бога, который и покарал его). Нередко бог и сам мог принимать образ медведя, когда хотел показаться людям на земле (поволжские легенды о Керемете). Такие мотивы, как «медведь — сын небесного бога» (в частности, связанного с громом), «перемещение медведя с неба на землю», «медведь и плодородие», позволяют включить образ медведя в схему т. н. основного мифа. В этой связи знаменательно отождествление (или, по крайней мере, тесное сближение) в медвежьем культе в Заволжье скотьего бога Велеса — противника громовержца с медведем.

Символическое значение медведя в разных (в том числе и позднейших) мифопоэтических системах связано с силой, смелостью, стойкостью, выносливостью, но также с жестокостью, яростью, леностью.

в смысле символики относительно малозначимое животное, хотя оно довольно хорошо знакомо человеку уже с древних времен, о чем свидетельствует жертвоприношение черепов пещерных медведей в эпоху неандертальского человека.

В пещерном искусстве ледникового периода медведь встречается не так часто, как, например, дикий бык и дикая лошадь.

В развитых цивилизациях значение медведей идет на убыль: медведи уже больше не наблюдаются вокруг городских поселений.

Медведь – генезис и значение символа

Традиционно медведь – символ дуалистичный, то есть он объединяет черты, которые во многом (а иногда напрямую) противоположны. Это образ силы и лени, ярости и добродушия, обжорства и аскетизма, непредсказуемости и материнства. И нет ничего удивительного в том, что символ медведя встречается в культурной традиции едва ли не любого региона на планете, ведь везде, где обитает это животное, оно занимает верхнюю позицию в пищевой цепочке.

Это существо, с которым вынужден считаться каждый, будь то животное или человек. Именно поэтому повадки медведя хорошо известны с глубокой древности, люди всегда уважали и боялись медведя, желая получить некоторые из его качеств (у скандинавов, славян и американских индейцев – коготь и клык медведя являются культовыми талисманами с глубоким сакральным значением). При этом практически у всех народов медведь – символ богатырской мощи и неистовой ярости, отсюда – закономерное внедрение образа в воинскую структуру.

К примеру, у древних скандинавов медведь олицетворял Одина, поэтому воины, посвятившие себя служению этому богу, именовались берсерками (от «бор» или «бер», что значит «медведь»), они отличались неистовством в бою и носили медвежьи шкуры. Также у скандинавов символ медведя связан с луной, это животное бога грома Тора и атрибут богини Берн. Медведица Атла в скандинавском шаманизме олицетворяет женский принцип, а медведь Атли – мужской. У галлов медведь был символом процветания (неизменный спутник богини охоты Артио), а у кельтов это благородное животное противопоставлялось кабану, воплощающему духовную власть.

Читать еще:  Ловец снов для чего он нужен

В Древнем Египте символ медведя олицетворял ребенка (новорожденного), а медведица была широко распространенной метафорой беременной женщины. При этом для египтян символ медведя заключал в себе идею творения, идею создания новой жизни, ее воплощения из бесформенного небытия хаоса в упорядоченный мир действительности. На востоке (в частности – у хеттов) широко распространены мифы о людях-медведях, а сам медведь является «царем зверей» наряду со львом. У эллинов символ медведя неразрывно связан с Артемидой, богиней охоты и дикой природы. Медведей приносили в жертву Артемиде, а в ее храмах обязательно жило прирученное (насколько это вообще возможно) животное. Широко известен древнегреческий миф о том, как Артемида обратила Каллисто в медведицу, которую позже Зевс «забросил» на небо (так якобы возникло созвездие Большой Медведицы). Также медведь был символом богини Дианы и выступал эпитетом бога Меркурия.

У славян символ медведя был связан с богом природы Велесом. Медведь был спутником Велеса, да и сам бог нередко принимал облик этого животного, которого славяне считали хозяином леса. У всех славянских народов широко распространены мифы о бералаках (полулюди-полумедведи). В некоторых мифах говорится о том, что люди становятся бералаками из-за наведенного колдовства, в других – если прогневят богов. Часто бералаки (подобно волколакам) предстают антропоморфными чудовищами, но иногда речь идет о неконтролируемом превращении (как в случае с широко известными оборотнями-волками из европейской традиции).

Почему медведь – символ России?

По всей территории России символ медведя неизменно присутствует в сказках и поверьях. Прирученные скоморохами медведи всегда участвовали в народных гуляниях, известны упоминания о кровавой забаве – кулачном бою человека и медведя. Это животное было культовым, оно являлось тотемом многих племен, причем не только у западных и восточных славян, но и у народом Сибири, где медведь неразрывно связан с шаманической традицией (в тенгрианстве и во многих других местных верованиях он воплощает дух предка, помогает шаману в его странствиях, защищает его).

Учитывая глубокую связь этого образа с культурой и традицией народов, исконно населяющих территорию нашей страны, нет ничего удивительного в том, что медведь – символ России. Символ медведя широко представлен в геральдике русских городов, его можно увидеть на гербе Ярославля, Перми, Норильска, Новгорода, Хабаровска, Екатеринбурга, Южно-Сахалинска и многих других населенных пунктов. В Европе символ медведя встречается на гербах Брюгге и Гренландии, традиционно медведь – символ Берлина и Мадрида (это животное представлено в символике указанных городов со средневековья). Также медведь располагался на личном гербе папы римского Бенедикта XVI.

Но почему медведь – символ России в контексте европейского взгляда? Откуда пошла эта традиция? Дело в том, что шведский ученый и исследователь Олаус Магнус на своей «Морской карте» (1539 год) обозначил территории славян стилизованным символом медведя. А еще раньше, в 1526 году барон Сигизмунд Герберштейн в своих «Записках о московитских делах» указал, что зимой медведи, гонимые голодом и холодом, нередко приходят в русские города и села. Безусловно, его описание было преувеличенным, однако именно оно легло в основу прочной связи между образом России и медведя, ставшего «национальным символом» нашей страны.

Нужно сказать, что медвежий культ, бытовавший у славян с глубокой древности, в отдельных регионах сохранялся вплоть до XX века. В Белоруссии до середины минувшего столетья праздновали Комоедицу, день пробуждения медведя (а кое-где празднуют до сих пор). По всей территории Украины, а также у представителей народа мордва символ медведя был широко распространен не только в фольклоре, но и в народной праздничной традиции до конца XX века. На сегодняшний день обширный пласт этой традиции сохранен и в отдельных районах реализуется до сих пор в практически неизмененном виде.

Фактически культ медведя среди славянских племен являлся, вероятно, одним из древнейших (наряду с культом волка). С течением времени (особенно под влияние процесса христианизации) истоки культа видоизменились, из тотемного животного и атрибута бога Велеса медведь стал сугубо фольклорным персонажем и на данный момент у нас практически нет сведений о том, как это животное славяне воспринимали изначально (в средневековье и еще раньше). Тем не менее, символ медведя действительно неразрывно связан с мифами, легендами и традициями нашей страны. Так что называть медведя символом России справедливо и исторически закономерно.

Источники:

http://protalismany.ru/znaki/simvol-medvedya.html
http://www.symbolarium.ru/index.php/%D0%9C%D0%B5%D0%B4%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D1%8C
http://simvolic.ru/medved/

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector