Символ гора

персональный сайт Людмилы Смирновой

ГОРА — сакральный символ власти и отшельничества, место соприкосновения неба и земли, а также это символ духовной высоты и центра мира, превосходства, вечности, чистоты, постоянства, подъема, устремленности, вызова.

Согласно различным традициям, в горах сохраняются осколки древних рас и цивилизаций. В горах проживают высшие посвященные. Вера, что божества обитают на вершинах гор или используют их для явления своей сущности, присутствует во всех странах, где горы настолько высоки, что их вершины скрыты облаками.

Горы представлялись местом обитания богов, а также их связывали с героями и святыми пророками. Явление Бога Моисею на горе Синай у иудеев соответствует Нагорной проповеди Христа у христиан. На горе Кармел Илия торжествовал свою победу над жрецами Ваала, на горе Хорив он услышал голос Божий, на Масличной горе, по свидетельству евангелистов, Христос вознесся на небо. В средневековых легендах о Граале эликсир жизни хранился в замке на горе Сал-ват.

В Китае Гора Мира, Кинлун, считалась местом истока Желтой реки (Хуанхэ) и была символом порядка и гармонии, местом жительства бессмертных и верховного божества.

В индуистской традиции возникновения мира гора Мандара была основным местом сотворения мира из космических вод.

Греческие боги, как известно, обитали на горе Олимп. Фудзияма, чье изображение часто используют как эмблему Японии, была и остается до сих пор священным местом для синтоистов, которые совершают восхождения на нее для свершения религиозных обрядов.

Походы паломников к святым горам символизировали постепенное, шаг за шагом, освобождение от будничной жизни и духовное восхождение. Трудный путь совершенствования подобен подъему в гору. На вершине горы царствует одиночество. Горная вершина есть воплощение традиции, через нее осуществляется связь с высшими мирами. Оттуда, по различным мифологическим повествованиям, ведет лестница на небо. Гора — место откровения и посвящения. Но при этом она и место жертвоприношений, так как ближе других земных объектов располагается к богам. В горах таятся священные реликвии. Например, многие и в настоящее время верят, что на Арарате находится Ноев ковчег.

Символ гора

Этот символ — один из 24-х, представленных на выставке «Лабиринт. Дракон. Единорог. О чем говорят символы».
Вернуться к статье обо всех символах >>

1.Акрополем в Афинах назывался высокий холм в центре города, на котором были построены главные храмы. Согласно представлениям афинян, это возвышенное место было своего рода «точкой встречи» земного и небесного, людей и богов, реальности и мечты. Символически Акрополь — это состояние души, тот внутренний мир мечты и идеалов, откуда можно черпать вдохновение, силы, уверенность.

2.Куньлунь — в древнекитайской мифологии священная Мировая гора, соединяющая Небо и Землю, на которой располагался нижний дворец повелителя Неба Шанди. Согласно даосской традиции, гора Куньлунь считается обителью божеств, раем.

Читать еще:  Ловец снов оберег

3.Монсальват — «гора спасения», по средневековым легендам, на ее вершине находится неприступный замок-твердыня, обитель высшего братства рыцарей Короля Артура, хранителей священной чаши Грааля. В горных пещерах волшебным сном спят бессмертные герои и ждут часа, когда вновь будут нужны в этом мире. И тогда их пробуждение возвестит о наступлении на земле «золотого века».

4.Фудзи – главная святыня Японии, ее обожествляли еще племена айну, назвавшие ее именем богини огня. Японцы благоговейно оставили это древнее имя. Согласно синтоистскому учению божественный замысел (по-японски — ками), присутствует во всех творениях природы, но горы считаются особо священными. Фудзи поклоняются как символическому связующему звену между небесным таинством и земной жизнью.Благодаря своей совершенной форме,Фудзи – символ красоты для всех японцев.

5. Синай – библейская святая гора, где Моисей получил с Неба божественные скрижали завета. Иисус Христос произносит там же свою Нагорную проповедь.

6. Кайлас – сердце Тибета, «пуп Земли». Четыре религии считали ее священной горой.

В индуистской традиции, она является космическим центром мироздания, и именно там живет бог Шива и его священное семейство. Кайлас считали воплощением мифической горы Меру, описанной в Махабхарате, как «целующая небеса в их самой вышине, сияющая как утреннее солнце, как огонь не затуманенный дымом, неизмеримая, и для людей несущих грех недоступная».

Символ горы

21); и на горе Фаран, где было излияние Духа Святого на старейшин (Втор. 33, 1), т.е. чудесное, наитием Святого Духа и спасительное» (Полный церковно-славянский словарь, М., 1993 г.).

Исходя из этого определения, в эзотерическом смысле «Гора» символизирует поэтапность восхождения по готовым, возвещенным, провозглашенным схемам. Есть цель, есть пути, ведущие к ней, но, самое главное, что пути поэтапного прохождения — восхождения с ориентировкой на указанные пути восхождения. Все просто — есть путь и есть указатели, остается только идти.

«Гора» в символике наиболее распространенный аналог варианта «Древа Мирового», модель Вселенной, в которой заложены все элементы. Часто эти два понятия совмещаются: дерево на горе, или гора, покрытая лесом.

У «Горы» есть нижняя, скрытая часть, и верхняя, обозримая. Обе части показывают направление мировой оси: через вершину горы вверх, через основание вниз — вход в нижний мир, ад. Другое значение «Горы» — «Пуп Земли».

«Гора» соединяет верхнее и нижнее, объясняя многие параллели, являясь устойчивым мотивом для связи и установления симметрии. Верх «Горы» («Древа» ) — свет и связь с Божественным. Низ «Горы», даже ее внутренняя часть — связь с подземным царством темноты. Внешний, архитектурный символ «Горы» — Храм, соответственно отражающий особенности структуры «Горы», символику ее частей. Главное предназначение «Горы» («Храма») в установке системы ориентации для поиска спасения, в общей устремленности вверх, что делает «Гору» («Храм») простым и легким локальным указателем ДЛЯ УМЕЮЩИХ ВИДЕТЬ. Самое гармоничное сочетание «Горы» и «Храма» с «Древом» нашло свое выражение в деревянном зодчестве Российских Церквей, когда все первосоставляющие находятся на своих естественных местах и выполняют первородную функцию: каменное («Гора») основание «Храма» и вырастающая из него бревенчатая церковь («Древо»). Каменное зодчество воплощает символику только «Горы» и «Храма», общность с «Древом» — устремленность вверх и соответствующее деление по горизонтали, свойственное «Храму». Горы и высоты всегда считались священными почти во всех восточных религиях, как места возвышенные над землей и приближающие к небу, что и запечатлелось в символике «Храма».

Читать еще:  Лягушка талисман

«Храм» венчается куполом, купол напоминает о небе, то есть купол изображает собой свод небесный, выражая собой крайний и высший предел Вселенной, небесную сферу, где царствует Господь Бог. Разграничивается наружное и внутреннее двумя небесными куполами: над церковью — земным храмом, и над земным миром подлинное небо, указывающее направление движения снизу-вверх, от земных привязанностей. Направление движения встречное: сверху-вниз и снизу-вверх, между наружным и внутренним в символике купола полное соответствие. В иконописном варианте «Спас в силах» несет в себе образ храма — Христос изображается на фоне символических фигур: красного квадрата и синего круга, которые символизируют соответственно землю и небо, что одновременно повторяет и символическую схему храма: земной куб, перекрытый сферой неба; и это не случайное совпадение, ибо храм является моделью космоса.

В астрологии схема «Горы» укладывается в поэтапное расскрытие Стихий Знаков Зодиака:

Овен — огонь молодой, только разгорающийся, дающий мало тепла, а больше треска, шума, дыма, но обладающий огромным потенциалом для развития (разгорания): свет начинающегося дня.

Лев — свет и победный жар, огонь разгоревшийся, сильный и дающий много тепла и света, от которого становится хорошо, если держаться на безопасном расстоянии.

Стрелец — огонь старый, угли еще горячие, но открытого огня уже не видно, хотя жар еще есть, то есть «Огонь», который исчерпал потенциал своего «огненного» развития, достиг цели — сжег и дал свет и тепло, превратил в пепел,- свет Солнца, скрывшегося за горизонтом.

Телец — молодая, весенняя «Земля», на которой начинает зеленеть трава, мягкая «Земля», полная влаги и сил.

Дева — «Земля», которая работает, в силе, растит урожай, то есть «Земля», которая расходует свои силы на то, чтобы что-то выросло и созрело.

Козерог — старая «Земля», урожай собран, голая «Земля», мерзлая, темная пещера, нетронутый снег горных вершин.

Близнецы — легкий, слегка порывистый ветерок, образное сравнение: стая птиц или насекомых, вьющихся кругами; «Воздух», набирающий силы.

Читать еще:  Секира перуна оберег значение

Весы — равновесие противоположностей, своего рода штиль перед бурей.

Водолей — внезапно налетевший ветер, ураган, который разбивает сложившееся равновесие, победная песня «Воздуха».

Рак — источник, «Вода» глубин, питательная жидкость, родник.

Скорпион — болотная, застойная «Вода», гниющая и поддерживающая брожение жидкость, без видимого снаружи движения и давления.

Рыбы — текущая «Вода», подвижная: океан, туман, тающие снега.

В законах постепенного развития, проявления Стихий все та же поэтапность понятия «Горы», восхождение от простого к сложному, от низкого к высокому, от начала к логическому завершению, от скрытого к явному, но на основе одной стихии и одной схемы развития.

Иносказания часто применяются в Священном Писании в отношении понятия «Гора»:

— Всякое сильное затруднение называется «великой горою» (Зах. IV, 7). «Пусть шумят, вздымаются воды их, — говорит Псалмопевец, — трясутся горы от волнения их. Не убоимся, хотя бы поколебалась земля, и горы двинулись в сердце морей» (Псал. XLV, 3, 4).

— Господь Бог легко и свободно устраняет всякие препятствия и затруднения в жизни человека: «Горы, как воск тают от лица Господа, от лица Господа всей земли» (Псал. XCVI, 5).

— «Правда Твоя (Господня), — по выражению Псалмопевца, — как горы Божий» (XXXV, 7).

— Вечность и непреложность Божественной Любви тоже сравнивается с горами: «Горы сдвинутся и холмы поколеблются, а милость Моя не отступит от тебя». (Исайи LIV, 10).

— Когда Давид хотел выразить свою уверенность в благосостоянии и благоденствии своего царства, он говорил: «Господи, Ты укрепил гору мою» (XXIX, 7).

— Царство Мессии также сравнивается с горой в книге прор. Исайи (II, 2; XI, 9; Дан. II, 35).

Как место возвышенное, приближающее человека к Богу, «Гора» служит местом проповедей: наГОРная беседа Иисуса Христа (Лук. VI, 17 — 20, Мф. V, 1, 2), произнесенная Им в бытность Его в Галилеи. При этом подразумевается, что та информация, которая идет с возвышенного места есть от Бога и истинна. Молясь на вершине «Горы» (син. возвышенного места, например, алтаря), молитва быстрее доходит до ВсеВЫШнего. НаиВЫСшее значение «Горы» и ее символика удержаны в понятии:

«ГОЛГОФА == (Мф. XXVII, 33; Мр. XV, 22; Иоан. XIX, 17; Лк. XXIII, 33), иначе краниево лобное место — горная возвышенность на северо-западе от Иерусалима, на которой был распят Господь.» (Библейская энциклопедия, М., 1891 / Репринтное изд., 1990). Голгофа — максимальная концентрация понятия «Горы»: символ устремленности вверх; символ максимального приближения к Богу; символ концентрации горизонтального уровня предстоящих у подножия Креста с распятым Сыном Бога людей, приближенных к Божественной символической середине — Иисусу.

Источники:

http://astrosymbols.ru/mountain/
http://www.symbolizm.ru/index.php/sym/1051-simvol-gora-samoe-vysokoe-v-nashej-zhizni
http://www.sunhome.ru/magic/11075

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector