Славянская вышивка схемы

Вышивка славянских оберегов: их значение и изготовление, на примере нескольких мастер классов

Славянский народ начал вышивать обереги еще в то время, когда даже представления о письменности не было. Считалось, что определенные символы могут защитить от любых бед. Вышивка традиционных славянских оберегов встречалась на одежде, полотенцах, даже на занавесках.

Изучаем основы правили вышивки магических символов славянских оберегов

В современном мире вышивать крестиком знаки можно на свое усмотрение, но в старославянские времена существовали строгие правила. Так как это считалось священным делом и требовало к нему подходящего отношения. Каждый элемент имеет свое значение.

Чтобы правильно подобрать требования к выполнению работы, необходимо было вначале определиться с тем, от чего вы планируете делать оберег:

  • Сделать защиту от недоброжелателей
  • Принести благополучие
  • Подарить любовь
  • Привлечь удачу
  • Одарить здоровьем.

Вышивать обереги разрешалось, если вы действительно хотите это сделать. Насильно никакой оберег не будет иметь своей силы. Сам процесс вышивки должен сопровождаться положительными эмоциями.

Один из основных моментов – обереги не могут быть изготовлены для себя.

К вышитому предмету стоит относиться очень бережно. Чтобы поддерживать магическую силу оберега, стоит периодически читать над ним молитву. В древни времена использовались специальные изречения.

Материал для вышивки оберега.

В древние времена для вышивки оберегов использовали преимущественно льняную ткань. В современном мире сложно найти натуральную ткань, так что стоит подобрать такой материал, который будет вам приятен. Связано это опять-таки с положительными эмоциями в процессе работы.

При выборе ниток так же стоит отдавать свое предпочтение натуральному сырью:

Используют разные нитки для разных оберегов. Например, шелковые будут способствовать удаче в работе и успеху в достижении цели. Хлопковые нити помогут защитить от отрицательного воздействия. Порчу и сглаз поможет снять шерстяная пряжа. А лен окажет успокаивающее воздействие.

Цвет ниток тоже используется ограниченный:

  • Красный. Для успеха во всех областях.
  • Синий, для спокойствия и внутреннего равновесия.
  • Зеленый наделит вас силой природы.

В древней Руси было очень много разнообразных символов. Рассмотрим некоторые из них и их значения.

  • Агни. Символ огня. Знак священного жертвенного огня и домашнего очага. Он поможет защитить дом и сохранить мудрость.
  • Крест Сварога. Изображение восьмиконечной звезды. Символ вселенского движения. Чаще всего вышивался тем, кто отправлялся в дальнюю дорогу.
  • Боговник. Дарует покровительство всех богов. Поможет человеку, стремящегося к самосовершенствованию.
  • Валькирия. Защищает справедливость, благородство и мудрость. Обычно изготавливали для солдат.
  • Велес. Символ одного из самых древних богов. Он обеспечит достаток в доме и благополучие.
  • Символ соединения двух начал. Этот амулет подходит только для семейных пар, приносит долголетие отношениям и любовь.
  • Звезда Лады. Символ для женщин, так как дарует любовь, гармонию и лад в семье.

Символов очень большое количество, так что если вы хотите вышить себе оберег для конкретной ситуации в жизни, вы с легкостью подберете его для себя. Ниже представлены схемы для некоторых символов.

Мастер-класс по вышивке оберега богини Макошь

Для изготовления такой вышики-оберега нет строгих правил. Вышивается она на зеленом фоне. Если вас не сильно привлекает зеленая ткань, можете вышить и на другом фоне, только на нем обязательно должен присутствовать зеленый цвет, хотя бы рамка.

Данный оберег не требует выжидание определенных лунных суток, необходимо только подготовить зеленую канву и желтые нитки (можно взять оттенки данных цветов).

Схема вышивки не сложная. Она может варьироваться в зависимости от желания исполнителя.

  1. Размечаем канву. Наметьте квадрат 10 на 10 крестиков. Это не обязательно, но работать так будет удобнее.
  2. Найдите середину, так как богиня должна располагаться ровно по центру.
  3. Начинайте с головы. Верхние два ряда будут состоять из пяти крестиков, следующие 2 из трех (смещаются по центры). Последние из одного.
  4. Затем вышейте тело, оно должно быть в виде ромба. Между телом и головой должно быть расстояние в три клетки. Само тело вышивайте следующим образом: все ряды копируются 2 раза, начинаете сверху с 1, затем 3, затем 5 крестиков, потом снова 3, и 1.
  5. Также последовательно сделайте юбку – она будет в виде треугольника.
  6. На завершающем этапе обшейте голову и сделайте руки.
  7. Ваша работа готова, при желании добавьте еще элементы на оставшемся пространстве полотна.

Вот фото с разными этапами вышивки:

Видео по теме статьи

Так же предлагаем вашему вниманию несколько видео материалов по теме вышивания славянских символов, которые могут пригодиться в работе. Хорошего просмотра!

О славянских вышиваных оберегах

Так мало информации дошло до наших дней в отношении вышивки и значений орнаментов, используемых нашими пращурами. Она имела не только эстетическую роль в виде украшения, но и служила оберегом от негативных влияний со стороны.
Вышивали именно те части одежды через которые, по мнению наших предков, злые силы могли добраться до тела и души человека.

Охранным узором вышивался ворот, манжеты, подол, разрез горловины. Сама ткань являлась непроницаемой для злых духов. Вышивка производилась в основном нитками красного цвета. Этот цвет усиливает энергию.

Оказывается, маленькая иголка обладает способностью притягивать и пропускать через себя энергию пространства. Ушко же ее порождает вихревые потоки, которые вращаются вокруг наподобие американских торнадо и создают сильное биополе. Оно-то и изливается потом на все предметы, касаемые острием иглы. Здесь и начинается настоящее волшебство. Не верите? И зря, ведь именно там, на кончике иглы, скрыты все ее целебные свойства. Хотя с помощью этого изящного и простенького предмета человека можно не только вылечить. Недаром черные маги Вуду использовали иглу в качестве инструмента, несущего болезнь и гибель. Да и небезызвестный Кощей Бессмертный скрывал свою смерть не где-нибудь, а на кончике иглы…

Читать еще:  Руна сварога

Итак, некоторые советы по изготовлению вышивки-оберега:
1.Делайте вышивку без узелков. Закрепляйте нить без узлов, так как они негативно воздействуют на оберег.
2.Для защиты от измен и предательства сделайте вышивку в оранжево-красных тонах.
3.Если вы готовите оберег для ребенка, вышейте какое-нибудь животное красными или черными нитками.
4.Для того, чтобы изготовить оберег, который будет защищать школьника от агрессии,
вышейте что-нибудь синими или фиолетовыми нитками.
5.Для улучшения финансового благополучия или защиты предпринимательства от рисков, сделайте вышивку зелеными нитками.
6.Вышивка нитками черного цвета поможет забеременеть и защитит от бесплодия.
7.Для оберега на здоровье вышейте дерево, а ещё лучше зеленую ель.
Дерево всегда считалось символом долголетия, вот почему говорят о родовом древе и дереве желаний.
8.Для защиты своей любви вышивайте цветы, лучше всего ярко-красные.
9.Для того чтобы благополучно родить второго или третьего ребенка, обратите внимание на вышивку крестиком.
Пусть это будет медвежонок или какой-нибудь мультяшный герой.
10.Постарайтесь мелкие предметы вышивать одним цветом ниток.
Пусть это будет маленький незаметный узор в уголке носового платка или орнамент на полотенце.

Обережная вышивка детской одежды славян

Детскую одежду обычно шили из старой одежды родителей – не только и не столько потому, что она уже много раз стираная и потому мягкая, не повредит, не натрет кожу ребёнка, а потому, что она впитала в себя родительскую энергию и силу, и ею защитит, убережёт ребенка от дурного глаза, порчи, несчастий. Девочке одежду шили из материнской, мальчику, разумеется, из отцовской, таким образом предрешая правильное развитие в зависимости от пола – девочке передавалась сила материнства, мальчику – мужская сила.

Когда дети подрастали и уже обретали какую-то свою собственную защитную силу, им полагалась своя первая рубаха, из новины. Это обычно приурочивалось к моменту первой возрастной инициации – в три года. С двенадцати лет девочка получала право носить собственную (правда, пока девичью) понёву, мальчику полагались первые штаны-порты.

Так как для детей до трёх лет одежда была переделанной из родительской, то и обережная вышивка, разумеется, на ней оставалась та же, родительская. Её менять было не только неудобно и непрактично, но и нецелесообразно – ведь она обеспечивала кроме оберегающей функции ещё и связь поколений, родство и преемственность. Так, если отец ребенка бы охотником, то и обереги на его одежде были связаны с охотой, и именно они передавались с этой одеждой мальчику. Точно также по женской линии ремесло “передавалось” девочке. Вернее, не само ремесло, а сила многолетнего родительского опыта в нём защищала дитя. Каждый же защищает по-своему, верно? Ткачиха защитит особым узором полотна, пряха – наузами, охотник – клыком животного… А результат будет одним и тем же.

А вот обережная вышивка для собственной одежды ребёнка уже отличалась от оберегов взрослых. Во-первых, цвет обережной вышивки для детей был всегда красным, тогда как для взрослой одежды он мог быть различным. Так, женщины часто использовали в вышивке кроме красного чёрный цвет – цвет матери-земли, пытаясь таким образом защитить своё чрево от бесплодия. Мужчинам же часто был нужен для оберега синий или зелёный цвета – синий защищал от гибели от стихий, зелёный – от ран. У детей этого не было. Считалось, что дети находятся под опекой и защитой своего рода.

На рубахе девочки-девушки вышивка в основном шла по подолу, рукавам и ожерелью, а у замужней женщины – грудь, ворот, вышивка по подолу была шире – в ней отражалось еще и новое родство, принадлежность к роду мужа.

Основными охранительными символами для девочки были: Богини-покровительницы судьбы, символ рода, древесные орнаменты, символ покровителя дня её рождения, символы земли (опять же, отличающиеся от женских символов земли – у тех в основном она представлялась либо распаханной, либо уже засеянной) и женских ремёсел.

Мальчики (как и девочки) до двенадцати лет носили рубахи без поясов. Основными символами, охраняющими мальчиков, считались: символы огня, солнечные символы, изображения тотемных животных, разумеется, также символ рода-покровителя и духа-покровителя дня рождения, колокольчики-бубенчики и символы мужских ремёсел.

До совершеннолетия мальчики и девочки могли также носить общие обереги.

Проходя инициацию в двенадцать лет, обереги мальчика менялись, становились (как и у девочки) более поло-определёнными. Появлялся пояс и, разумеется, оберегов становилось меньше – ведь росла своя собственная сила.

В вышивке уже появлялись изображения Богов (для детей они были попросту чересчур сильны, не позволяя ребёнку вырабатывать свой “иммунитет”), уже не столько для оберегания, сколько для покровительства, у молодых девушек – символы плодородия, у молодых юношей – воинские. Разумеется, ни девочке, ни мальчику они были не нужны.

Значения цвета в вышивке
1) Белый. Связан с идеей Света, чистоты и священности (Белый Свет, Белый Царь – над царями царь и т.п.); в то же время – цвет Смерти, траура.
2) Красный – Огонь, (и Солнце – как небесный Огонь), кровь (жизненная Сила).
3) Зелёный – Растительность, Жизнь (помогает успешному ведению дел в любой сфере)
4) Чёрный – Земля.
5) Золотой – Солнце.
6) Синий – Небо, Воды.
7) Фиолетовый редко встречается в русской вышивке, в украинских гораздо чаще использовался для того, что бы человеку легче давалась учеба.

Значения узоров
БОГИ
Женщина с поднятыми ладонями: Макошь
С опущенными : Лада.
Чеще всего они изображены с оленями по бокам. Богини эти отождествлялись с двумя северными созвездиями — Большой Медведицей и Малой. Как известно, на Руси эти созвездия раньше звались Лосиными.

ЖИВЫЕ СУЩЕСТВА
1) Бык – знак Велеса.
2) Волк – знак Ярилы.
3) Ворон — знак мудрости и смерти, Велеса.

Читать еще:  Оберег родимич

12) Сокол – знак Огня, Агуни. Есть мнение, что «трезуб» (герб Рюриковичей и современной Украины) – стилизованное изображение сокола в полёте.
13) Кукушка – знак жизни, Живы.
14) Козёл – знак плодородия, плодовитости.
15) Свинья – знак плодородия, изобилия.

ЗНАКИ
1) Волнистая линия – знак Воды. Дождь изображается вертикальными линиями, реки, подземные воды – горизонтальными, «хляби небесные» — горизонтальными.
2) Громовник (шестиконечный крест в круге или шестиграннике). Знак Грома (и Перуна). Использовался как оберег от молнии; также является воинским оберегом.
3) Квадрат (или ромб), поделённый крестом на четыре части – (вспаханное поле). Если внутри есть точки – засеянное поле. Это – знаки Земли и плодородия.
4) Колокрес (крест в круге). Знак Солнца. преграда и отвращение зла, знак закрытости.
5) Крада («решётка») – знак Огня. Крада – жертвенный или погребальный костёр.
6) Крес (равносторонний крест: прямой или косой) – знак Огня (и Бога Огня — Агуни).
7) Месяц – Знак луны, месяца. Известны подвески «лунницы».
8) Петушиный гребень с семью выступами – знак Огня.
9) Рог изобилия. Знак богатства, изобилия.
10) Ярга (свастика). Иначе – коловорот. Вариантов начертания существует огромное количество. Ярга – знак Солнца (и, соответственно, Богов Солнца: Хорса, Даждьбога и др). По направленности вращения (посолонь противосолонь) различают знак светлого Солнца (солнца Яви) и знак тёмного Солнца (солнца Нави). Солнце Яви – благотворная, созидательная Сила; Солнце Нави – разрушительная Сила. Согласно славянским мифам, после заката Солнце освещало Подземье (Навь), отсюда и название. Мы знаем, что Солнце ночью не находится под Землёй, но в наличии разрушительного аспекта у Солнца трудно усомниться. Есть две трактовки определения направления вращения знака; традиционная, насколько мне известно, такова: концы лучей загибаются против направления вращения.
11) Дерево (чаще всего елочка) — символ взаимосвязи всего в мире, символ долгой жизни.
12) Спираль — символ мудрости; если цветовая гамма сине-фиолетовая — сокровенных знаний. Мощнейший отвращающий знак для всех темных сущностей теневого мира — если цвет красный, белый или же черный.
13) Треугольник — символ человека; особенно если сопровождается небольшими точечками или кружками со стороны вершины. Символ человеческого общения.

На свадебных рушниках так же обязательно было вышито дерево рода. Для Дерева рода нужна такая информация:
невеста:
1) Есть ли братья и сёстры, они старше или младше невесты?
2)Есть ли у невесты тёти и дяди по материнской и отцовской линии, они старше или младше отца и матери?
3)Бабушки и дедушки невесты живы или умерли?
4)Та же информация со стороны жениха.
Вот пример Дерева рода:
Читаем рисунок:

это дерево рода невесты (петелька);
мама у нее сирота (бабушка и дедушка умерли – ветки справа вниз), родители отца – живы;
у отца нет ни братьев, ни сестер, у мамы же есть старшая сестра (то есть у невесты одна тетя);
отец и мать живы;
у невесты есть старший брат.

Еще 100 лет назад, изучая вышивку, В. Стасов отметил: « у народов старого света орнамент никогда не вмещал в себя ни одной лишней линии, каждая полосочка имела здесь свое определенное значение… Это сложный язык, последовательная мелодия, которая имела свою основную причину и предназначена не только для глаз, но и для ума и чувств» Это бесценный оберег, который передавался из рода в род.

Традиционные схемы русской народной вышивки

На протяжении практически всей истории становления общества девушки особое внимание уделяли различным вышивкам. Сначала нанесение рисунка на изделие мог позволить исключительно обеспеченный человек. Однако через некоторое время вышивки вошли в обиход разных слоев населения. Каждая страна имеет свою историю становления этого искусства.

Особенности вышивки в разных уголках России

В каждом уголке России, городе, деревне есть свои отличительные особенности создания рисунка на вещи.

  • В Чувашии используются 3 основные цвета нити: черный, красный, белый. При этом каждая имеет свое значение. Красная — символ стремления к новому, белая — говорит о чистоте, невинности, черная — используется для создания рамки. Особенность — при вышивке не применяют специальные устройства для облегчения работы.

Орнамент на одежде

  • Стоит упомянуть, что славянская вышивка схемы строит в основном на геометрических фигурах. Так как мастерица окрашивала нити самостоятельно, процесс занимал очень много времени и был достаточно трудоемким.
  • В Карелии чаще всего узор имел религиозное значение. Орнамент вышивается при помощи красной нитки на белой ткани. Центр композиции — животные, растения. Имеет огромную популярность в России, Европе.
  • В Марий Эл используют красный цвет нити, вышивая на домотканом материале. Узоры: геометрические фигуры, растения, животные. Особенное значение имели деревья — защита для семьи.
  • Тарусская техника — применяется льняная нить, при этом есть особенная техника, белая строка и цветная перевить. На вещах вышиваются деревья, растения, которые образуют в результате картины. Особенность — отсутствие изнаночной стороны. Также техника известна вышиванием на белой ткани рисунка белой ниткой.

Чувашская символика

Особенности южан

Для южной части России характерно наличие геометрического орнамента на вышивке. В Воронежской, Тамбовской, Орловской, Курской, Пензенской области мастерицы вышивали белой строкой, крестами и др.

Вышивание росписями

Особенно распространенными считаются: счетная гладь, цветная перевить. Ключевой элемент обеих вышивок — применение под основу наполовину прозрачной ткани.

Дополнительная информация! Наличие подобной вышивки на одежде было свидетельством высокого уровня доходов семьи.

Цветовые особенности областей:

  • для Рязани характерен орнамент синего цвета;
  • в Смоленских вышивках чаще встречается лимонный, оранжевый, красный, белый цвет на золотом фоне;
  • узоры Тулы, Калуги характеризуются красной, белой цветовой гаммой, в которую вкрапляются вставки синего, голубого, зеленого, желтого цвета;
  • для Калининграда характерно использование малинового фона с рисунком из алого, белого, зеленого, золотого цвета нитки.

Важно! Русская вышивка является одним из самых развитых искусств в творчестве народа. Главная геометрическая форма — ромб, квадрат. Вышиваются с выступом в углах, диагоналями, спиралями. Материал — шелковая нить.

Читать еще:  Обережные куклы

Северные традиции

В Карельской АССР, Вологде, Архангельске, Ленинграде особенно популярны техника гладь, применение косых стежков, а также росписи.

Орнамент, выполненный гладью

Техника вышивки полными крестами применялась в украшении оберегов.

Узор крестом

Полукрест — вид окантовки, основа популярного типа росписи. Использование мелких стежков ярких цветов для создания ярких узоров. После создания окантовки внутреннее пространство заполняется различными типами декоративных швов.

Белая строчка на изделии смотрится изысканно, привлекательно. В основе лежит применение разреженной, слегка просвечивающей ткани. Наличие плотного белоснежного сюжета на вещи показывало статус, высокий уровень дохода семьи.

Белый узор

Особенности восприятия изобразительного искусства

Орнамент воспринимается человеком как часть изобразительного искусства. В разные времена узоры на одежде воспринимались по-разному. Раньше они показывали принадлежность человека к классу, уровню благосостояния. Также орнамент говорит о географической принадлежности владельца вещи.

В наше время наличие вышивки на вещи показывает эстетическую составляющую образа. Мотивы одежды с вышивкой каждый год появляются на модных показах.

На примере истории вышивки гладью можно проследить становление восприятия обществом такого рода украшений одежды.

История вышивки гладью

Вышивка гладью — применение правильного типа линий. В результате получается рисунок из сияющих, блестящих нитей. Таким орнаментом человек может любоваться на протяжении долгого времени. Первая подобная вышивка появилась около 2000 лет назад.

Зародилась техника в Китае в VI веке до нашей эры, в это время жители, принадлежащие к высокому сословию, увлекались украшением вещей при помощи вышивки. Затем подобная техника использовалась в Японии.

Обратите внимание! Особенно хорошо смотрится на шелковой ткани.

Затем в результате появления, развития Великого Шелкового Пути техника приобрела популярность в Европейских странах. В это время особенно крепла мода на необычные вещи, поэтому вышивки стремительно распространялись по континенту.

В это время о вышивках стало известно на Руси. При этом улучшилась ткань, возможности для создания орнамента. Чаще всего схемы применялись многократно, передаваясь от поколения к поколению.

В современном обществе схемы находятся в свободном доступе в сети Интернет.

  • Сможет выполнить как мастер, так и новичок.
  • Простая техника создания.
  • Большой ассортимент видов.

Этот орнамент считается одним из основных видов искусства. При правильном соблюдении правил выполнения стежков в результате мастерица увидит отличную вышивку. Однако создание рисунка требует внимательности, усидчивости, сосредоточенности на задаче.

Этот вариант вышивки прошел длительный путь, приспосабливаясь, видоизменяясь, но сохранив основу — наличие сияния работы.

Рисунок гладью

Древнерусское лицевое и золотное шитье

Этот тип шитья имеет церковное происхождение. В предании о жизни Богоматери говорится, что ей нужно было создать завесу храма Господня из пурпура и багрянца.

Лицевое шитье — вид иконописи, появился с зарождения христианства на Руси. Выполняется с помощью цветных ниток. Сформировалось под воздействием Византии.

Также золотое шитье получило развитие в Византии. В Киеве в XI веке при монастыре появилась школа золотого шитья, где проходили уроки/ В XV веке начинают появляться мастерские цариц, где мастерицы оттачивают навыки. Начало XVII века ознаменовалось соперничеством мастерских известных людей, купцов.

Лицевое шитье

Эти варианты шиться составляют сакральную часть храма, как и фрески. Они имеют определенную символику присутствия божества.

В настоящее время главная задача мастеров — сохранение традиций в древнем искусстве, достижение уровня мастера, соблюдение при работе церковных канонов.

Золотое шитье

Орнаменты славянских народов и их обозначение

Обережная вышивка славян, схемы и значение:

  • Берегиня — образ женщины с опущенными руками. Защищает, оберегает семью от неприятностей.
  • Вода — в виде зигзага, волны, граница между Явья, Навью. Дарит бессмертие, несет знания.
  • Огневица — оберег для взрослого женского организма. Защищает от дурных слов, злых деяний.
  • Спираль — говорит о мудрости. Оберег от злых сил, сглаза.
  • Стрибожич — изображены лопасти ветряной мельницы. Защищает от стихий, вышивается на рабочей одежде.
  • Рожаница — символика плодородия, семейного благополучия.

Рожаница — схема вышивки

Вышивка в русском народном костюме

Также принято вышивать орнамент на народных костюмах, что являлось с древности оберегом.

Славянская обережная вышивка в основном располагается в месте, где тело соприкасается с окружающей средой:

  • на краю рукава;
  • по низу изделия;
  • по вороту.

Считается, что орнамент так защитит человека, укрепит здоровье.

Также дети донашивали вещи за родителями, что символизировало наличие связи поколений. Есть множество русских шрифтов для машинной вышивки.

Дополнительная информация! С 3 лет ребенок получал первую рубашку, которая оберегала его. Например, мужскую рубашку получает сын.

Крестецкая строчка

Тип нанесения — сквозной орнамент. Получил популярность с 60-х городов XIX века. Вышивка выполняется на «ломаной игле» кружевного вида, имеет геометрический узор, насыщена украшениями, разнообразием — отличается от других типов строк.

Крестецкая фабрика пережила несколько подъемов, спадов. Великая Отечественная война, смена власти в 90-х — всё повлияло на состояние фабрики. Сейчас у неё сменился владелец, задача — восстановить музей, который открылся в 1930 году. Используется для украшения полотенец, одеял, простыней.

Особенности техники

Раньше кружево вышивалось ниткой, выдернутой из полотна. Цвет материала определял цвет орнамента.

«Вышивка белым по белому» — краткое описание строчки. При этом ткань изо льна в клетку заполняется фигурным узором из тонких белых ниток. Для создания строчки выдергиваются продольные, поперечные нитки, которые превращают материал в ажурную сеть. Нитки перевивают при помощи иглы, создавая узор.

Крестецкая народная вышивка

Основные правила выбора узора

При выборе орнамента нужно внимательно изучить значения символов, а также цветовую гамму. Также рекомендуется опираться на географическое положение, чтобы поддержать местных мастериц. Чаще всего девушке предпочитают большие узоры, в то время мужчины обращают внимание на небольшие символы.

В статье подробно разобран вопрос значения, истории создания традиционной русской вышивки. Сейчас вышивка чаще выполняется из-за гонки за модными коллекциями, однако рекомендуется при выборе обращать внимание на историю создания орнамента. Славянские традиции вышивки бисером помогут придать образу привлекательности.

Источники:

http://sdelala-sama.ru/vyshivka/1999-vvyshivka-slavyanskih-oberegov.html
http://www.perunica.ru/vsako/6789-o-slavyanskih-vyshivanyh-oberegah.html
http://tkanix.guru/rukodelie/russkaya-narodnaya-vyshivka

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector