Старославянские символы и их значение

Славянская символика, настоящая и фальшивая

Славянская символика в последние десятилетия набирает все большую популярность у граждан нашей страны. Совсем нетрудно встретить в толпе человека в футболке с Коловратом, с оберегом в форме Перунова колеса или другими древними символами. Присутствует славянская символика на татуировках, на вещах, даже на обручальных кольцах. Но будьте осторожны: если Вы заказываете обручальные кольца со славянскими знаками и верите в их силу, убедитесь, что на Ваших кольцах изображены действительно подходящие обереги для семьи и брака. Именно этому и посвящена наша статья. Мы разберемся, какие символы настоящие, а какие не имеют под собой никаких исторических данных и являются фальшивками, плодом воображения адептов неоязычества.

Молот Тора (Перуна)

Одним из самых известных символов в славянской символике является Молот Тора, казалось бы, исконно скандинавский амулет. Тем не менее археологические раскопки показывают его популярность в Древней Руси. Молот Тора относится к исконно мужским символам, потому как изображает. Нет, лучше не так. Молот Тора отвечает за мужскую силу. А что он изображает, Вы и сами уже, наверное, догадались.

Носить Молот Тора принято в виде оберега на цепочке или шнурке, однако он часто попадается и на одежде со славянской символикой.

Знак Макоши

Этот символ невообразимо древний. Советский историк и археолог Борис Александрович Рыбаков возводит его к неолитической Трипольской культуре, но есть версии, что он происходит из еще более древних времен. Косой крест в ромбе с четырьмя точками по углам Рыбаков назвал «знаком засеянного поля». Встречался он в основном на керамике и призывал благополучие, изобилие и женское плодородие. С таким значением он и вошел в славянскую символику. Точки, кстати, часто на керамику наносились путем вдавливания зерен, что подтверждает связь знака с аграрным культом.

Знаком Макоши принято украшать женскую одежду и домашнюю утварь. Такой символ не любит, чтобы его выставляли на показ. Он предпочитает прятаться в орнаментах, узорах, вышивках. Им можно отметить снизу донышко домашней посуды, как и делали наши далекие предки.

Парные божества-обереги

Говоря о популярном сейчас увлечении обручальными кольцами со славянской символикой, следует упомянуть об оберегах, представляющих собой парные фигурки. Их персонажами могли быть и зооморфные, и антропоморфные фигуры. Археологи предполагают, что подобные амулеты должны были оберегать семью и обеспечивать верность мужа и жены друг другу и домашнему очагу.

Однако невозможно точно определить назначение парных фигур в славянской символике. При раскопках находят металлические, керамические предметы, редко кожу или дерево. Обереги для семьи, дома и брака как правило находились в женском ведении, следовательно, изготовлялись из недолговечных материалов — тканей, соломы, вышивались или шились. Однако в вышивках на рушниках, использовавшихся в свадебных обрядах еще в XVIII-XIX веках, парные фигуры позабытых божеств — неприменный атрибут. Так что смело используйте подобные мотивы и на обручальных кольцах.

Богач и Крупеничка

Еще одним чисто женским оберегом для дома являются Богач и Крупеничка. Делаются такие куклы самостоятельно из нескольких кусков ткани, при этом Крупеничка обычно набивается гречневой крупой, а Богач — пшеницей, рожью или овсом. Чем богаты, тем и рады, как говорится. Ни в коем случае нельзя рисовать куклам лица — нос, глаза, губы. Через куклу с нарисованным лицом могли навести на хозяев порчу, как считали в русских деревнях совсем недавно.

Богача и Крупеничку желательно изготовить вскоре после свадьбы и поставить на видное место. Эти добрые домашние духи должны обеспечить семье благополучие и изобилие. Есть, кстати, и другие куклы амулеты, но в рамках одной статьи невозможно рассказать обо всех.

Рарог

На многих амулетах, обнаруженных в Старой Ладоге, встречается сокол — рарог. Есть расхожее мнение, что это изображение герба Рюрика. Однако нет никаких данных, подтверждающих это. Напротив, изображение сокола встречается слишком часто, чтобы можно было приписать его одному полулегендарному князю.

Современный трезубец на гербе Украины также возводят к изображению рюриковского сокола. Этот символ впервые появляется у Владимира Святославовича, позже претерпевает многочисленные трансформации. Он выглядит то как трезубец, то как двузубец, дополняется крестами, черточками, точками и т.п. В общем и целом символ, ставший впоследствии гербом Украины, скорее всего происходит от символа Боспорских царей, позаимствованного Владимиром, а к соколу-рарогу отношения не имеет. Сокола все-таки принято было изображать вверх головой, а не в падении.

Знак сокола можно использовать наряду с вороном Одина, также обнаруженным на раскопках, однако точное его значение неизвестно.

Зооморфные обереги

Рассказывать о каждом найденном зооморфном амулете бесперспективно. Достаточно будет сказать, что изображения зверей были очень популярны в Киевской Руси и встречаются во множестве на любых археологических площадках. Они черезвычайно разнообразны по исполнению и манере ношения. Металлические фигурки зверей носили как подвески, серьги, прикалывали на шапки, фибулами с фигурами зверей закалывали одежду. Часто фигурки-обереги вешали на рукава и на подол, так как считалось, что через рукава или из под подола нечистая сила может добраться до тела.

Мы не призываем увешивать себя амулетами и оберегами в славянской символике. В наше время нечистая сила проникает в человека на через подол, а из телевизора или монитора компьютера. Однако согласитесь, что древние зооморфные подвески выглядят совершенно бесподобно!

Громовник

Громовник, или, как его называют историки, Колесо Юпитера (Перуна), охранный символ, предназначенный для защиты дома. Он представляет собой изображение колеса с шестью, реже с восемью, спицами и является общим индоарийским знаком божества-громовержца. Есть версия, что он происходит от колеса древней колесницы, главного военного ноу-хау наших индоарийских предков. Гром боевых колесниц, движущихся в атаку, град стрел, которые посылали колесничие во врага, должен был деморализовать и сломить любую армию, противостоявшую племенам наших праотцов. Естественно, и бог-громовержец в мифологии получил в свое распоряжение колесницу.

Читать еще:  Скарабей символ

Громовник часто используют неправильно. Он, например, является частым мотивом татуировок. Между тем древние славяне украшали им свои дома, а не себя, так как Громовник защищал место, дом и очаг, а не отдельного представителя семьи. Громовник можно увидеть на резных украшениях старых деревянных домов по все России. Иногда Громовник изображают как Коловрат, что неверно.

Коловрат

Ученым неизвестно, откуда современные неоязычники откопали этот символ, почему назвали его Коловрат и в чем причина его бешеной популярности. Неоязычники утверждают, что корень «коло» в славянских языках обозначает «солнце», хотя это неверно. Этот корень слышится в словах «около» и «кол» и, скорее всего, относится к окрестности, окружению, может быть, к круговому ходу Солнца. Коловрат можно перевести в этом контексте как год, годичный цикл. Не имеет знак Коловрат отношения и к герою времен монгольского нашествия, рязанскому купцу Евпатию Коловрату.

Мы не советуем Вам использовать популярный псевдославянский символ Коловрат где бы то ни было по двум причинам. Во-первых, этот знак не имеет никаких археологически подтвержденных прототипов, следовательно возникает вопрос, а был ли он вообще в ходу у славян? Во-вторых, популярная в последнее время славянская символика перенасыщена националистическими знаками, а Коловрат так напоминает свастику, что у людей воспитанных и сознательных вызывает некоторое отторжение.

Свастика

Да, свастику тоже приписывают к славянским символам. По мнению адептов неоязычества и родноверов всех мастей, свастика — знак Солнца. Причем закрученная в одну сторону, она хорошая, в другую — плохая. Вот такие интересные наблюдения.

Свастика действительно древнейший общий индоевропейский символ. Он встречается повсеместно, от культур древних народов населявших Испанию, до границ Китая. Первое изображение орнамента, похожего на свастику обнаружено на фрагменте мамонтова бивня и имеет возраст около тридцати тысяч лет. Я открою небольшой секрет: узор дентина мамонтова бивня действительно складывается в некий меандровый узор, в котором можно углядеть и свастику. Может быть, истоки этого знака действительно уходят в такую седую древность? В любом случае, свастика не является ни в коем случае элементом только одного славянского мира.

В современной Европе свастика появилась вместе с нашей соотечественницей Еленой Блаватской. Она называла ее «герметическим крестом» и использовала при каждом удобном случае. Не исключено, что именно из журналов и брошюр Блаватской, юный Адольф Гитлер, всегда склонный к мистицизму и вере в непознанное, узнал о древнем арийском символе, под которым позже истекал кровью весь мир.

Мы не советуем никому использовать свастику ни в славянской символике, ни в оберегах, хотя она встречается и в резных орнаментах и в вышивке. Однако этот символ сильно скомпрометирован и, пожалуй, будет лучше, если хотя бы в нашей стране он останется на страницах справочников и исторических трудов. Ведите себя прилично. Не украшайте свастикой себя и свою одежду.

И всякая другая чушь.

Богодары, ведары, волосовики, огневицы, яровики и другие странные, неизвестно откуда взятые слова и к ним нарисованные неизвестными (но явно современными) художниками псевдославянские символы, как правило, смахивающие на свастику, заполнили в изобилии просторы сети. Почему? В них есть что-то притягательное, национальное на первый взгляд. Они приходятся по сердцу наши соотечественникам, потому что заполняют пустующее место почти неизвестной древней славянской культуры. Мы действительно очень мало знаем о наших дохристианских предках и это очень обидно. Кто изображен на Збручском идоле? Кто такие Род и рожаницы? Почему князь Владимир выбрал для киевского пантеона именно тех семерых богов? Есть ли реальные исторические прототипы у Лады, Леля, Ярилы?

Но если подумать, нам вместо реального наследия предков предлагают дешевый и однообразный суррогат, основанный к тому же по большей части на фашистской символике. Культура наших предков была гораздо богаче, интереснее, разнообразнее, чем вся эта неоязыческая муть с коловратом во всю голову. Пожалуйста, интересуйтесь настоящими традициями нашего народа, работой археологов и историков. Вы откроете для себя захватывающий, красивый мир, в котором много тайн и загадок.

Как всегда, принимаем с благодарностью новых подписчиков, лайки и репосты наших записей!

Славянские символы и их значение

Жизнь человека самым тесным образом связана с Космосом, с Природными Силами. Это одна из важнейших основ Миропонимания Древних славян. Всеобъемлющая связь человека с Вышним миром нашла отражение и в символике. Славяно-арийская символическая знакопись складывалась не одно тысячелетие, поэтому она пронизывает все сферы бытия древних Предков – от быта до алтарной практики.

Славянские символы и их значение – это отдельная тема, вызывающая сегодня неподдельный интерес у огромной аудитории. Толкование символики славян не исчерпывается набором смыслов и образов. Это сложная многоуровневая система, которая охватывает разные стороны жизни.

Заслуживает особого внимания такой пласт информации как солярные славянские символы. В основе этих знаков лежит принцип, напоминающий строение Вселенной, нашей Галактики, Млечного Пути, о чем мы уже упоминали ранее.

Ряд этих знаков посвящен исключительно защите – семей, родов, жилища, детей, женщин, воинов, знаний и мудростей. Другие отражают извечное противостояние созидательных и разрушительных сил, но, в то же время, проявляют себя и как мощные обереги на бытовом уровне.

Так, Ярга (или Коловрат) может быть четырех-, шести-, восьмилучевой, символизирует восходящее Ярило-Солнце, а также победу сил Света над Мраком. И тут реализуется, в основном, космический принцип. Толкование Коловрата может меняться в зависимости от цвета. Красный – возрождение, черный – изменение, небесный – обновление.

Инглия символизирует изначальную Чистоту, это — первородный жизнеродящий Огонь Творения.

Читать еще:  Водолей знак зодиака камень талисман

Ряд знаков использовался, в основном, в алтарной практике – Жрецами, Волхвами, старшими в Роду. Это приведенный выше знак Свати, а также Садхана, Нараяна, Символ Рода.

САДХАНА НАРАЯНА СИМВОЛ РОДА

Садхана – один из древнейших солярных культовых знаков. Он символизирует стремление к самосовершенствованию, достижению цели, в обрядах его использовали для общения с Богами.

Нараяна тоже относится к Небесной символике, способствует духовному развитию человека и соответствующему образу жизни, поведению.

Символ Рода – один из древнейших славянских небесных знаков, дарующий защиту Рода-Прародителя. Его наносили на ладанки, амулету, одежду – ведь считалось, что он обладал настолько большой силой, одолеть которую невозможно.

Кстати, само слово «алтарь» многие исследователи напрямую выводят от Алатыря – священного « бел-горюч камня». Знак Звезда Алатырь (Крест Сварога) относится к числу самых могущественных и универсальных, он подходит как мужчинам, так и женщинам, особенно в качестве оберега в дальней дороге и сложных жизненных испытаниях.

К одним из самых древних относятся знаки-символы, состоящие из простых геометрических форм. Большинство исследователей считают их наиболее ранними по времени возникновения, впрочем, эти архаичные славянские символы до сих пор составляют предмет споров между учеными. Так, у одних квадрат или ромб означал Землю и, в зависимости от дополнительных элементов, уточнялся их смысл. Например, просто ромб – незасеянная земля, если обычный ромб расчерчивался пересекающимися линиями, то это уже означало вспаханную землю, пашню. Точки внутри ромба – зарождающаяся жизнь, засеянная земля, ожидающая урожая, то есть — плодородие. У других, если пересекающие линии с точками внутри шли навылет, это означало мужское плодородие, а если же линии ограничивались ромбом – то женское плодородие.

Образная система таких изображений универсальна, она легко воспринимается на интуитивном уровне.

Так, Перуница напоминает молнию.

Этот знак не только наносили на разнообразные предметы, но и осеняли им себя. Он активизировал энергию, помогал правильному ее распределению.

Еще один интуитивно понятный знак – спираль. Это развитие.

Тут присутствуют и космогония, и индивидуальное Духовное восхождение человека. Подобные знаки обнаруживают в материалах археологических раскопок, относящихся к Палеолиту и более древним периодам, что еще раз напоминает об архаичном происхождении праславянской символики.

Славянские символы и их значение

Вот вам немного расследований сВК

К вопросу о «символах в обережной вышивке славян».

В интернете имеют хождение подобные плакаты неизвестного происхождения. Что это? Настоящая исконная русская традиция или отсебятина, не имеющая ничего общего с подлинной историей русской одежды и русским мировоззрением? Попробуем разобраться.

Во-первых, обращает на себя внимание слово «славян». Очевидно речь идет не о западных славянах (поляки, силезцы, словинцы, чехи, словаки, кашубы, и лужичане), не о восточных славянах (русские , белорусы, украинцы и русины) и не о южных славянах (болгары, сербы, хорваты, боснийцы, македонцы, словенцы, черногорцы), иначе так бы и было сказано «символы в обережной вышивке русских», или «в вышивке чехов», или «в вышивке хорват». Ан нет. Речь идет о каких-то неведомых славянах, которые неведомо где проживали в неведомо каком веке. Может быть автор сего плаката имел возможность совершить путешествие во времени в конец первого тысячелетия до н. э.? Видимо так, потому что вышивка поляков, чехов, хорватов, русских, болгар, белорусов 19-го века уже очень разнится между собой, и названия знаков разнятся не только в разных языках, но и в каждой деревне название знака могло отличаться от названия этого же знака в соседней деревне. Или же всё-таки сочинитель этой агитки имел в виду русских женщин 19-го и 18-го века? Судя по тому, что издано это на русском языке и не переведено на языки других славян по всей видимости всё-таки речь идет на самом деле именно о русских в частности, а не о всех славянах как таковых.

Самый язык этих толкований выдает себя в первую очередь. «Рекомендуется вышивать незамужним женщинам и девушкам». В 19-м веке женский род в общественном сознании довольно четко делился на замужних женщин и девушек. Это в наши дни запросто встречаются замужние девушки, незамужние девушки, незамужние женщины и замужние женщины, и их одежда никак не разнится, в 19-м же веке всё-таки одежда людей разного социального статуса очень отличалась, то есть незамужняя женщина и девушка не надели бы рубахи с одинаковыми узорами, так как это по сути два разных социальных статуса! И этим традиционное общество в значительной степени и отличается от нашего современного общества, где стар и млад, а зачастую и мужчины, и женщины рядятся одинаково.

Плакат изобилует словом «символ». Чужеродному для русского языка слову «символ» (из греч. σύμβολον, англ. symbol) есть замечательная замена — русское слово «знак», если же речь идет о вышивке, то можно употребить хорошее доброе слово «узор».

Давайте вчитаемся в толкование второго знака снизу — «Рекомендуется вышивать для женщин, в которых преобладает мужская энергия». Интересная со всех сторон рекомендация! Во-первых, не уточнено, для замужних женщин или незамужних женщин (то есть девушек)? В 19-м веке знаки первых и вторых всё-таки должны были отличаться? Далее — «. преобладает мужская энергия. » Вы можете себе представить бабушку, которая изъясняется таким языком? Русскую или белорусскую женщину, которая говорит на таком языке? Из деревни! Язык жителя деревни даже 2015-го года не изобилует словами и словосочетаниями «символ, мужская энергия, рекомендуется, незамужняя девушка, Велес, Лада, Макошь, женское начало, гармонизирует, преобладает». То есть 95% слов, встречающихся в подобных плакатах — слова совершенно нетипичные для живого здорового русского разговорного языка. Надо совершенно не представлять язык деревни, чтобы так написать. Сомневающимся рекомендуем изучить «Словарь русских народных говоров» http://vk.com/wall-43310606_521

Совершенно точно по этим словосочетаниям «мужская энергия» и «женское начало» видно, что они привезены не из экспедиций, а выдуманы самолично человеком, имеющим весьма скудные познания о традициях, о деревне, о людях, живущих в деревне. Язык этих толкований ориентирован на молодых девушек и молодых женщин из города, которые никогда не бывали в деревне, и не могут отличить живой настоящий русский язык от такой ереси, которая так и сквозит в словосочетании «мужская энергия». Само это чужеродное русскому языку слово «энергия» в значении «сила духа» появилось в обиходе горожан только в 80-е годы. До этого в деревнях про энергии, энергетические каналы не слыхивали, как не слышали о них во времена Пушкина и Лермонтова, во времена Вещего Олега или Ильи Муромца.

Читать еще:  Оберег домовенок

Знаки этого плаката нарисованы в программе Photoshop и не подтверждены ни снимками подлинных старинных вышивок, ни снимками ткачества, ничем. Ориентированы данные знаки очевидно на вышивку крестом, в то время как известно, что вышивка крестом получила большое распространение в России только в 19-м веке, то есть о стародавности этих знаков говорить не приходится, иначе бы было сказано, что это знаки, имеющие отношение к ткачеству, или таким швам старинной русской вышивки, как, например, шов «роспись», считающимся куда более старинным, чем счетный крест. Но тогда бы и обозначения на плакате были бы выстроены по другому принципу, а не простым заполнением клеток цветом.

Получается, что подобные плакаты — это совершенно точно чья-та отсебятина, написанная «на коленке» определенными личностями, не брезгующими выдумывать подобные произведения жанра «фэнтези». Вполне возможно это — художественные произведения, достойные прочтения, изучения, разбора, достойные премий и вхождения в какие-нибудь шорт-листы современных премий, возможно это арт-проект.

Названия древнерусских божеств «Макошь», «Велес», «Лада» скорее всего притянуты за уши к этим знакам, вышивальщицы начала 20-го века ни в одной из деревень уже не использовали таких названий и они расставлены напротив этих знаков совершенно произвольно (случайным образом) каким-то выдумщиком году эдак в 2005-м или 1995-м. Все мы знаем о старообрядцах, о староверах, сохранивших свою веру, знания о стародавних традициях. Но увы в пределах Российской Империи науке этнографии до сих пор неизвестно ни одного поселения славян-язычников, сохранивших до 19-го века свою веру, обряды, одежду в том виде, в каком они бытовали до прихода на Русь христианства. Языческие образы несомненно остались в изобилии в самих вышивках даже 19-го века, но они уже были лишены названий и толкований.

Какие же названия узоров действительно записывают в экспедициях исследователи? Как правило это знаки с очень прозаичными названиями: «гребешки», «ёлочки», «гусики». Хорошим отрезвляющим примером может послужить список названий узоров:

— кресточки с галуночками,

— вороные глазки или кружочки,

из записи из книги «Материалы по этнографии России / Под ред. Ф.К.Волкова. — Т.1. — СПб., 1910. — Могилянская Н. Поездка в Центральную Россию для собирания этнографических коллекций. — С. 15, 9.»

Почему данная цитата вызывает доверие? Потому что приведены названия, записанные в конкретной деревне — с. Ивлево, Богородицкого у., Тульской губ., и указан год — 1902 г. , а не у неведомых «славян».

Далее забавный плюсег: «Велес» + «Макошь». Во-первых, исследователи до сих пор не сошлись во мнениях, был ли Мокошь женским божеством или мужским, — см. Кайсаров А.С., 1810*. С подачи Б. А. Рыбакова («Язычество древних славян») распространилась повсеместно привычка назвать словом Макошь некую женскую фигуру в образцах вышивки. Если мы допустим, что Макошь всё-таки женское божество, то каким же образом в одном знаке могут сочетаться и признаки принадлежности мужскому божеству «Велесу» и женскому божеству «Макоши»?

Если предположить, что всё-таки Макошь — мужское божество, то даже и так, зачем к одному знаку приписывать два мужских божества?

Какой же самый досадный результат могут произвести эти плакаты? Пожалуй самым далеким от духа русской вышивки будет рубаха с одиноко стоящим на груди или на рукаве знаком с такого плаката, ведь знак по сути вырван из контекста. Даже если предположить, что знаки с этого плаката срисованы с образцов вышивки или ткачества, то здесь они представлены как пособия для вышивания без указания, где именно следует вышить такой знак — на груди, на лбу, на подоле, на салфетке или на нательном поясе. Будет ли женское платье с одиноко стоящим на груди знаком с этого плаката нести в себе дух русской культуры? Конечно нет. Это будет безграмотная стилизация, коверкающая саму идею русской одежды. Знаки в старину очень редко вышивались одиноко стоящими на белом поле. Как правило они бывали включены в широкую полосу узорочья, и находились на строго определенных местах рубахи или сарафана, полотенца или скатерти.

Тем, кто интересуется подлинной историей русской вышивки рекомендуем обратить своё внимание на труды людей, отдавших экспедиционной работе много лет своей жизни, понимающим разницу между словами «русские» и «славяне», умеющим отличить одну технику вышивки от другой. В этих книгах образы старинной русской вышивке даны и разобраны на примерах подлинных образцах рукоделия наших предков 18-го и 19-го века:

Маслова Г.С. Орнамент русской народной вышивки

Дурасов Г.П., Яковлева Г.А. Изобразительные мотивы в русской народной вышивке

Клетнова — Символика народных украс Смоленского края

Калмыкова Л.Э. Тверская вышивка в собрании Загорского музея

«Гармонизирует пространство» — да бабушки в деревне со смеху бы поумирали, услышав такое словосочетание! И это пытаются прикрутить к нашим традициям? Кто, зачем, с какими целями? Вот в чем вопрос.

* «Макошь, или Мокошъ. Какую должность отправлялъ этототъ богъ у Русскихъ; до сихъ поръ еще неизвестно. Несторъ не говоритъ объ немъ ничего более, какъ что Владимиръ Великiй велелъ соорудить истуканъ Макоша въ Кiеве и приность ему жертвы.» — стр. 124

Кайсаров, Андрей Сергеевич (1782-1813).

Славянская и российская мифология / Соч. г. Кайсарова. — Издание второе. — Москва : В типографии Дубровина и Мерзлякова, 1810.

Источники:

http://zen.yandex.ru/media/id/5a77f0bead0f22e83044432c/5abe72c29b403c1eb5c6e4b5
http://slavmir.tv/stati/oberegi-i-simvolika/slavyanskie-simvoly-i-ikh-znachenie/
http://pikabu.ru/story/slavyanskie_simvolyi_i_ikh_znachenie_3736301

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector