Украшения древних славян

Височные украшения древних славян — хронология, типология, символика

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

По внешним и технологическим признакам височные кольца делятся на группы: проволочные, бусинные, в которой выделяется подгруппа ложнобусенные, щитковые, лучевые и лопастные.

Проволочные височные кольца.

Величина и форма проволочных колец служат признаком для выделения в них отделов: перстнеобразных, браслетообразных, среднего размера колец и фигурных. Среди первых трех отделов существует деление на типы: замкнутые (со спаянными концами), завязанные (варианты: с одним концом и двумя концами), простые несомкнутые (рис. 1); с заходящими концами (варианты: крестообразные, в полтора – два оборота (рис. 2), с перегибом; загнутоконечные; S-конечные (рис. 3); плоскоушковые; крюкоконечные; петлеконечные; втульчатые.

Самые малые из проволочных перстнеобразные либо нашивали на головной убор, или вплетали в волосы. Они были широко распространены в X-XIII вв. по всему славянскому миру и не могут служить ни этническим, ни хронологическим признаком. Однако, полуторооборотные замкнутые проволочные кольца свойственны для юго-западной группы славянских племен [8].

Бужане (волыняне), древляне, поляне, дреговичи.

Для них характерны проволочные перстнеобразные височные кольца диаметром 1 до 4 см. Наиболее частыми являются кольца с несомкнутыми и заходящими друг на друга концами и, как разновидность последних, полуторооборотные кольца. Гораздо реже попадаются кольца загнутоконечные и S-конечные, а также полихромные, однобусенные и трехбусенные зерненые кольца.

Этнографическим признаком северян являются проволочные фигурные спиральные кольца XI-XII вв., (рис. 4). Женщины носили их по два – четыре с каждой стороны [8]. Данный вид колец произошел от сприральных височных украшений, распространенных на левобережье Днепра в VI-VII вв., (рис. 5).

К наследию более ранних культур можно отнести встречающиеся на памятниках северян лучевые ложнозерненые литые височные кольца VIII-XIII вв., (рис. 6) Они представляют собой поздние копии дорогих ювелирных украшений. Кольца XI-XIII вв. отличаются небрежностью изготовления [2].

У смоленско-полоцких кривичей были браслетообразные проволочные височные кольца. Они крепились кожаными ремешками к изготовленному из бересты или ткани головному убору типа кички от двух до шести у каждого виска [8]. В основном это были кольца с двумя завязанными концами (XI – начале XII в.) и одним завязанным концом (XII-XIII вв.) [2]. В верховьях рек Истры и Клязьмы выявлен значительный процент встречаемости S-конечных колец (X-XII вв.), в то время как других регионах они встречаются достаточно редко, (рис. 7).

На этой территории встречаются браслетообразные проволочные височные кольца с заходящими концами крестообразные и загнутоконечные. Иногда к кольцам подвешивались на цепочках бубенчики с крестообразной прорезью (X-XI вв.) или трапециевидные (иногда подтреуголье) привески с циркульным орнаментом, (рис. 8).

Для словен новгородских характерны щитковые височные кольца. Наиболее ранним типом является кольцо диаметром 9-11 см с четко вырезанными ромбическими щитками, внутри которых пунктиром был изображен крест в ромбе. Окончания креста оформлялись тремя кружками. Оба конца кольца завязывались или один из них заканчивался щитком. Такой тип называется классическим ромбощитковым [8]. Он бытовал в XI – первой половине XII вв. Для конца XI-XII вв. характерен рисунок креста в ромбе и четырьмя кружками на поле. Со временем щитки становятся сглаженными, а затем и овальными. В орнаменте крест заменяют кружки или выпуклины. Уменьшается и размер колец. Характерными для конца XII-XIII вв. являются втульчатоконечные кольца, орнаментированные выпуклинами или продольным ребром [2]. Способ ношения этих колец аналогичен проволочным браслетообразным.

В XIII-XV вв. у словен новгородских широкое распространение получают серьги в виде перевернутого знака вопроса [8, 9], (рис. 9).

Анализируя символику этих типов височных колец Б.А. Рыбаков [7] пишет: «Круглая кольцевидная форма, позволяющая говорить о солярной символике, была у височных колец дреговичей, кривичей и словен новгородских. У словен большое проволочное кольцо расплющивалось в 3-4 местах в ромбические щитки, на которых гравировалась крестообразная фигура или квадратная «идеограмма нивы». В этом случае солнечный символ — круг — сочетался с символом земного плодородия».

Вятичи и Радимичи.

Читать еще:  Амулет камень

Лопастные и лучевые кольца.
Самые ранние лучевые кольца, (рис. 10), относятся к Роменской и Боршевской культурам VIII-X вв. [8]. Образцы XI-XIII вв. отличаются грубой выделкой [2]. Бытование древнейшего типа семилопастных колец относится к XI в., (рис. 11).

В своей работе Т.В. Равдина [4] отмечает, что «древнейшие семилопастные височные кольца размещены, за одним исключением, за пределами ареала классических семилопастных колец». В той же работе говорится так же, что «постепенного хронологического и морфологического перехода от древнейших семилопастных XI в. к семилопастным москворецким XII-XIII вв. нет». Однако находки последних десятилетий показывают, что это не совсем так. Например, несколько древнейших семилопастных колец найдено в Звенигородском районе Московской области [10]. По имеющимся у меня достоверным данным, фрагменты этого типа колец часто встречаются наряду с фрагментами, как его называют археологи, первого типа простого семилопастного кольца, (рис. 12), на поле, близ бывшего (почти полностью уничтожено оползнями в реку) городища Дуна (Тульская обл., Суворовский р-н).

По данным археологов этот тип бытовал на рубеже XI-XII вв., а стало быть, несмотря на отсутствие переходной формы, мог быть следующей ступенью развития семилопастного кольца [6]. Для данного типа характерны малые размеры, каплевидные, скругленные лопасти и отсутствие боковых колечек. В первой половине XII в. на кольцах появляются боковые колечки, заштрихованный орнамент, заходящий на каждую лопасть острыми кончиками, секировидная форма лопасти, (рис. 13).

В середине века существовало много переходных вариантов семилопастных колец. Например, бывают кольца: с боковыми колечками и каплевидными лопастями; с орнаментом и каплевидными лопастями; с секировидными лопастями, но с незаходящим на них орнаментом и т.д. Для поздних колец характерно наличие всех трех признаков, (рис. 14).

Развитие семилопастного кольца во второй половине XII-XIII вв. идет по пути увеличения размеров, а так же усложнения узоров и орнаментов. Существует несколько типов сложных колец конца XII – начала XIII вв., но все они достаточно редки. Количество лопастей может быть также три или пять, (рис. 15), однако их количество не влияет ни на типологию, ни на хронологию.’

Нельзя не обойти вниманием одну неувязку, отмеченную Т.В. Равдиной [5]. Дело в том, что район, где выявлено наибольшее количество поздних семилопастных колец, а именно Подмосковье, согласно летописям вятическим не был. Напротив, летописные вятические верховья Оки характеризуются небольшим количеством находок этого типа колец. Отсюда встает законный вопрос: правомерно ли считать поздние семилопастные кольца атрибутом племени вятичей?

Следует отметить, что древнейший тип семилопастных колец так же часто встречается на земле Радимичей и его определяют, как прототип семилучевых, (рис. 16), XI-XII вв. [4]. Подмечая этот факт, Б.А. Рыбаков [7] делает вывод, что данный «тип попал, очевидно, волго-донским путем в землю Вятичей и Радимичей, был хорошо воспринят местным населением и просуществовал, видоизменяясь, до XIII в., дав начало радимичским семилучевым височным кольцам X — XI вв. и вятическим семилопастным XII в., дожившим до татарского нашествия. В основе его кольцо, в нижней части которого торчат вовнутрь несколько зубчиков, а вовне — более длинные треугольные лучи, часто украшенные зернью. Связь с солнцем ощущается даже в научном наименовании их — «семилучевые». Впервые попавшие к восточным славянам кольца этого типа не были чьим-либо племенным признаком, но со временем закрепились в радимичско-вятических землях и стали в X — XI вв. таким признаком этих племен. Носили семилучевые кольца на вертикальной ленте, пришитой к головному убору». Подобные наборы украшений называются ленточными [1].

К ленточным относятся и украшения с бусинными височными кольцами. От перемещений насаженные на кольцо бусины фиксировались обмоткой тонкой проволокой. Эта обмотка создавала также интервалы между кольцами.

Бусинные височные кольца имеют разновидности [6]: гладкие, имеют варианты: кольца с бусинами одинакового размера, X — нач. XIII вв., (рис. 17), и кольца с бусинами разного размера, XI — XIV вв.; ложчатые XI-XII вв.; гладкие со сканью, (рис. 18); мелкозерненые (рис. 19); крупнозерненые XII-XIII вв.; ажурно-филигранные, (рис. 20); зернено-филигранные XII в., (рис. 21); узелковые XI в., (рис. 22); комбинированные, (рис. 23); полихромные X-XI вв., с бусиной из пасты, стекла, янтаря или камня.

Отдельно следует выделить височные кольца с бусинами сложной формы, украшенными сканью, (рис. 24). Данный тип, называемый Киевским был широко распространен в XII- первой половине XIII в. в княжествах, находившихся на территории современной Украины.

Читать еще:  Амулет на деньги и удачу своими руками

В сельской местности, кроме Суздальского ополья, бусинные кольца встречаются не часто, но они были широко распространены среди зажиточных горожанок. Ленты с набором трехбусинных колец обычно завершались связкой из двух-трех подобных колец или утяжеленной красивой привеской, (рис. 25).

С первой половины XII в. такой привеской стал звездчатый колт [5] с широкой дужкой и уплощенным верхним лучом, (рис. 26). Во второй половине столетия вместо верхнего луча появляется лунничная часть с узкой дужкой.

Со временем размеры колтов уменьшаются. Сканно-зернистые лучевые колты являлись подлинными шедеврами древнерусского ювелирного искусства. Украшением высшей знати были лунничные полые колты, выполненные из золота и украшенные с обеих сторон эмалевыми рисунками, (рис. 27, 28).

Существовали подобные колты и из серебра, (рис. 29). Они украшались чернью. Излюбленными мотивами были изображения русалок (сиринов) с одной стороны и турьих рогов со стилизованными семенами с другой. Близкие изображения можно встретить и на других украшениях, описанных в статье Василия Коршуна «Древнерусские привески и амулеты XI – XIII веков«. По мнению Б.А. Рыбакова подобные рисунки являли собой символы плодородья [7]. Лунничные колты обычно носились на цепочке, закрепленной к головному убору в районе виска.

Во второй половине XII в. стали появляться полые эмалевые лунничные колты, выполненные из меди. Они украшались позолотой и эмалевыми рисунками. Сюжеты рисунков были схожи с теми, что были на их «знатных» аналогах. Медные колты, естественно, были значительно дешевле, нежели колты из драгоценных металлов, и получили более широкое распространение, (рис. 30-32).

Еще более дешевыми были отлитые в жестких имитационных литейных формах колты из оловянисто-свинцовых сплавов, (рис. 33, 34), бытовавшие до XIV в. [9]. Так единичными поздними дешевыми переливками, напоминающими капли слез по утраченному древнему ювелирному искусству, закончилась эпоха височных украшений домонгольской Руси. Монголо-татарское нашествие нанесло непоправимый удар, как по бытовавшим техникам, так и традициям. Для того чтобы оправиться от него, понадобилось не одно десятилетие.

Автор: Василий Коршун.

ЛИТЕРАТУРА:
1. Жилина Н.В. «Русский ювелирный убор», Родина №11-12, М., 2001.
2. Левашева В.П. «Височные кольца, Очерки по истории русской деревни X-XIII вв.», М., 1967.
3. Недошивина Н.Г. «К вопросу о генетической связи радимичских и вятичских височных колец», Труды ГИМ. В. 51. М. 1980.
4. Равдина Т.В. «Древнейшие семилопастные височные кольца», 1975.СА. №3.
5. Равдина Т.В. «Семилопастные височные кольца», Проблемы советской археологии. 1978, М.
6. Равдина Т.В. «Типология и хронология лопастных височных колец», Славяне и Русь, М., 1968.
7. Рыбаков Б.А. «Язычество древней Руси», М., 1988.
8. Седов В.В. «Восточные славяне в VI-XIII вв.», Археология СССР, М., 1982.
9. Седова М.В. «Ювелирные изделия Древнего Новгорода (X-XV вв.)», М., 1981.
10. Станюкович А.К. и др., Работы Звенигородской экспедиции, АО 1999, М., 2001.
11. «Украшения из драгоценных металлов, сплавов, стекла, Древняя Русь. Быт и культура», Археология СССР, М., 1997.
12. Коршун В.Е. «Родная старина. Обретая утраченное», М., 2008.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Славянские мужские обереги: какие украшения носили воины и ремесленники

О славянских оберегах для женщин нам известно много: височные кольца, которые позже заменили серьги, ожерелья, кольца, шумящие подвески, головные уборы с подвесками, яркие пояса и вышивка на нарядах. Что же мужские славянские обереги? О них мы знаем меньше. Быть может, потому что эти обереги менее разнообразны, а, быть может, и потому что современные мужчины редко носят украшения.

Хотим исправить эту несправедливость и поговорить сегодня только о славянских мужских оберегах.

Славянские мужские перстни

Сейчас мужчины редко носят кольца, разве что обручальное кольцо, по традиции, можно увидеть на мужской руке. Встарь кольца и перстни были, прежде всего, мужским украшением. Перстень часто был показателем высокого положения его владельца.

Самые простые славянские кольца похожи на простую полоску металла, замкнутую в круг. Такое кольцо может быть круглым в сечении, а может быть витым. Иногда мастера делали «рубчатые» перстни – на круглое в сечении украшение наносили насечки, которые делали кольцо внешне похожим на витое.

Читать еще:  Магические татуировки и их значение

Самые красивые мужские славянские перстни со щитком посередине. По краям такой перстень сужается, а в середине у него есть небольшая пластина, на которой изображены славянские символы. Именно такие перстни для нас интереснее всего, ведь по рисунку мы можем определить, какому Богу они посвящены. Так украшения воинов чаще всего были посвящены Перуну, Богу Грома, защитнику мира Яви. Часто на таких перстнях есть выпуклый узор, по форме схожий с щитом.

Старинные славянские мужские кольца и работы современных мастеров, которые их повторяют.

Славянские мужские подвески

Кроме перстней, встречаются и славянские мужские подвески. Подвески носили не только на шее, как это делают сейчас. Часто обереги подвешивали к поясу. Воины украшали оберегами и сбрую лошадей.

Здесь снова встречаем символы, посвященные Перуну, славянскому Богу Грома. Такие обереги выполняли в форме оружия. Есть много разновидностей подвесок в форме топоров, мечей, молотов. Топорики могли быть литыми. В этом случае мастер изготавливал подвеску, отливая металл в специальную форму и встречается много подвесок с точным повторением одного узора. Другой способ изготовления мужских оберегов – ковка. В этом случае кузнец делал маленькие копии настоящего оружия и иногда даже затачивал его кромку. К Перуну же обращаются подвески в форме круглых щитов.

Встречаются и обереги с другими узорами. Например, крылатые псы-Семарглы часто изображены на подвесках с помощью причудливого переплетения линий. Распространены были подвески-змеевики. На них изображена свастика, лучи которой оканчиваются головами змей. Такой символ обращен к Велесу, Богу Трех Миров, которого считали повелителем ползучих гадов.

Виды старинных мужских подвесок и их современные копии.

Где найти сейчас мужские славянские обереги?

Сейчас мастера делают много славянских оберегов. Иногда они делают украшения по собственной задумке, только вдохновляясь древними узорами, но есть и обереги, точно повторяющие древние перстни или подвески. Если хотите обрести такую вещь, заходите в гости к нам в лавку «Северная сказка».

Украшения древних славян

Наши древние предки создавали много замечательных и интересных украшений. Среди них — разнообразные славянские обереги, кольца, серьги, височные кольца, талисманы, оружие, обручи для ношения на шее, предметы культа и предметы интерьера. Старинные славянские украшения широко представлены изделиями с различными орнаментами.

Помимо металлов славяне использовали в украшениях дерево.

Это позволяло создавать шедевры среди украшений из дерева. Изделия из дерева — гребни для волос, кулоны и многие другие украшения. Особенно распространены были подвески, способные звенеть одна о другую. Часто эти подвески имели форму «утиных лапок» — утки и прочие водоплавающие птицы были священны для финно-угорских племён, согласно их верованиям, они участвовали в сотворении мира. Также был своеобразный способ ношения перстней. В Московской области в нескольких курганах нашли перстни, надетые. на палец ноги.

Древнеславянские перстни, как и браслеты, не имеют чётко выраженной «племенной принадлежности». Очень своеобразными и красивыми были «решётчатые» перстни у вятичей, мастера наносили один и тот же узор и на височные кольца, и на перстни с разомкнутыми концами и широкими серединками, которые отливали в виде пластинок и лишь потом сгибали в кольцо. Иногда узоры заполняли эмалью. У вятичей такие перстни носили не только знатные люди, но и простой народ. Кривичи и словене делали перстни с выпуклыми рубчиками на длинном щитке, а также витые перстни и печатки на которых можно встретить самые разные священные, оберегающие знаки, в том числе и свастику — катящееся солнечное колесо. Позже славяне стали украшать свои перстни не только рельефным узором и эмалью, но и чернью, зернью, сканью. Украшение, надеваемое на палец-«перст», именовалось «перстнем».

Месторождения цветных камней, кроме янтаря, встречавшегося и на Днепре, были далеки от тогдашних славянских земель. Зато было много мелкого речного жемчуга, из которого делали бусы, а так же расшивали головные уборы — кокошники и одежду. Древние славяне верили, что жемчуг — застывшее отражение молнии в глазах моллюска.

Древние славяне старались защитить себя от злых сил с помощью оберегов из дерева, кости, металлов и драгоценных камней, а еще украшения в древности имели религиозный, магический смысл. Украшения надевали не столько «для красоты», сколько в качестве амулета, священного талисмана.

Источники:

http://kulturologia.ru/blogs/040713/18513/
http://slavyanskaya-kultura.ru/news/culture/slavjanskie-muzhskie-oberegi-kakie-ukrashenija-nosili-voiny-i-remeslenniki.html
http://biju-butik.ru/ukrashenija_drevnih_slavjan

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector